Психофизиологическая природа человека



Религия сосредотачивается не только на духовной, но также и на материальной стороне бытия человека. Прежде всего религия, в частности христианство, пристальное внимание обращает на телесность человека, его «плоть». Феномены телесности нуждаются, по мнению церкви, в дополнительном объяснении и истолковании с позиции религиозных догматов.

 

Отрывки из книги Андрея Лоргуса «Православная антропология»[18].Андрей Лоргус — психолог, священник, ректор основанного им же Института христианской психологии.

 

[…]4.2.1. Творение «плоти»

В библейском повествовании о творении человека нет ни термина «тело», ни термина «плоть». Сказано только: «Создал… из праха земного» (Быт. 2:7). Прах, или земля, в библейской и святоотеческой традиции был лишь материалом творения человека, но не его плотью. Сотворение Адама, первочеловека, стало источником его имени.

[…] Земля — тот материал, из которого сотворена плоть человека. У нас нет библейского комментария об этом «прахе», или «персти». Понимался он по-разному. В позднейшие времена прах понимался как природа животных, например, обезьяна, из которой Господь сотворил человека. Понятно, что это попытка соединить Библию и эволюционную теорию. Однако библейский текст не дает нам возможности грамотно соединить эти разные парадигмы сознания.

Хотя плоть Адама создана из земли, она несоизмеримо сложнее не только земли, но и всякой другой плоти.

Первоначальное библейское понятие «плоть» означает перстность, «то, что из земли»[19]. Однако человеческое тело, или плоть, не является чем-то презренным, животным, безобразным; напротив, тело прекрасно, несмотря на то, что оно из плоти.

«Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю… «Я сотворил, говорит Он, прекрасное тело; даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу».

Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. […]

Подобное говорил и преподобный Иоанн Дамаскин:

«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества…».

Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.

Тело не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество. Отсюда и самая возможность телесной красоты. Она — выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.

Итак, тело, но не плоть, прекрасно, божественно, хотя и плоть

«Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией» (Святитель Ириней Лионский).

4.2.2. Бессмертие и смертность плоти

Телесная природа человека смертна, но по дару причастия Святого Духа до грехопадения тело было избавлено от тления и смерти.[…]

Господь лишил Адама «вкушения… от древа жизни» (Быт. 3:22), что дало бы ему бессмертие тела.

Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти). Но после грехопадения Господь лишает человека этих благ, и тело становится на естественный путь, приводящий к смерти.

4.2.3. Греховность плоти

Грехопадение Адама (и Евы) изменило жизнь тела и плоти, тело стало подвержено всем плотским недугам — страданию, болезни, смерти. Но источником греха является не тело, а душа — таково православное учение.

«Причиной греха не тело, а душа сама по себе…» — так писал мученик Мефодий Патарский. Так же учил и Дионисий Ареопагит:

«А что виновник зла для души никак не тело, ясно из того, что зло может сопутствовать [душе] и без тела, как у демонов».[…]

Итак, тело — не источник зла и греха. Греховным оно стало в результате Адамова преступления. Тело вообще не обладает свободой, но подчинено душе...

4.2.4. Свойства телесности

Тело человека принадлежит тварному, био-физико-химическому миру не только по сущности, но и по образу жизни, функционированию. Тело и плоть в этом смысле являются предметом естественных наук, прежде всего биологии, биохимии и биофизики. Тело зарождается, растет, стареет и умирает, т.е. с ним совершаются все те же изменения, что и с любым живым организмом. Однако тело во всем подчинено душе и воле Божией...

Но нам нужен иной смысл жизни, иной взгляд на человека. Мы должны выделить из естественной жизни человека те аспекты, которые позволят нам увидеть его как существо иного, принадлежащего по призванию иному миру.

4.2.4.1. Изменчивость

Есть одно качество человеческого существа, на которое обращали внимание и древние учители, и новые, — это текучесть, изменчивость человеческой природы.

«Как сочетание стихий составляет сущность целого тела, так, вероятно, по той же причине восполняется естество частей в теле» (Святитель Григорий Нисский)[…]

В древнецерковной антропологии этот факт был известен, но не осмысливался в полноте. А суть его в том, что постоянным и неизменным остаются в телесности собственно образ, структура, портрет, образ функционирования, генотип. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности не тождествен своему физико-химическому составу. Ведь состав — это постоянный поток вещества и это есть плоть. Но плоть — это еще и способы функционирования, скорость, интенсивность, характер, особенности и даже патология обмена веществ. Все эти процессы обеспечивают жизнь тела, а оно, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое создано было в зачатии. Итак, в телесном составе человека мы должны видеть не мертвенно-материальный субстрат вещества человека, но живые потоки разных уровней.

Физико-химические и биофизиологические потоки (цепочки обмена веществ) мы можем отнести к термину «плоть», а фенотипические и генетические (геронтологические) — к телу. Это изменчивость разных скоростей, разных уровней мира. Есть в них моменты, разделяющие их по отношению к духу человека и его личности. Тело выражает образ (портрет) человека, плоть характеризует общую для людей природу.

Вообще изменчивость, присно подвижность телесного естества человека есть очень важный момент в понимании его психической и личностной жизни. Как мы увидим далее, здесь скрывается начало изменчивости психики (в том числе), страстей, болезней, старения и многого другого.

4.2.4.2. Черты образа

Телесность в значительной степени выражена в морфологии человека. Причем морфологию надо понимать в самом широком смысле.

Во-первых, морфология — это строение тела, в строении тела человека есть черты, выходящие за естественные нужды и естественные проявления. Так, прямое положение тела, по мысли древних отцов, раскрывало в человеке его исключительность. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст:

«Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению».

Голова доминирует над телом, что указывает на равенство ума и духа над плотью. Самое высокое, но вместе с тем достаточно безопасное положение занимают глаза — наиболее дистантный орган чувств. Сама фигура есть выражение достоинства и величия. В то же время мимика и позы тела — это особый язык, который характерен для своей эпохи, своего культурного слоя и т.п.

Во-вторых, морфология — это пространство вокруг тела человека, оно оформлено, т.е. имеет форму. Форма антропоморфного пространства отражает функциональный уровень органов чувств, деятельность, социальные аспекты, но, главным образом, оно приспособлено для человеческого тела. Все вокруг нас отражает нашу телесность. Мебель, ступеньки на лестнице, обувь, одежда, транспорт, дома, предметы техники и Церковь устроены по-человечески, т.е. исходя из строения человеческого тела, его размеров, удобства деятельности. Это и есть пространство, перенесенное из форм тела, — антропоморфное пространство.

В-третьих, морфология — это внутренние соотношения членов тела и органов между собою, это психофизика и соматопсихика...[…]

4.6. Психологический анализ телесности

С телом у человека связано много психических содержаний: состояния, навыки, установки, ориентация, самочувствие, страхи, удовольствия и страдания. Эти содержания могут быть как сознательными, так и подсознательными. По-разному человек относится к своему телу, по-разному в его сознании участвуют тело и плоть.

4.6.1. Тело в сознании человека

Взаимоотношение души и тела сказывается и в том, что тело может оказывать доминирующее влияние на душу как в подсознательном, так в сознательном опыте. Грех, как правило, подчиняет сознание телу, плоти. Наоборот, святость восстанавливает независимость сознания, его свободу от тела. […]

Тело осознается как сложная форма, как структура, где отдельные элементы занимают свое специфическое место. Так, например, голова находится на вершине тела, а глаза – в верхней части головы. А голод мы ощущаем в животе, под «ложечкой». Мы не различаем критически эти навыки, а между тем без них жить не можем. Наше видение мира построено на том, что наши глаза находятся на определенном расстоянии от земли. Эта величина, т.е. высота глазомера, входит подсознательной единицей во все наши ориентации. Другой пример. Двигаясь в полной темноте, мы можем твердо знать расположение предметов по легкому прикосновению к ним любой частью тела. Имея лишь отрывочные сведения о положении предметов, мы автоматически достраиваем в мыслях всю картину, исходя из размеров и пространственного положения своего тела. Само тело, таким образом, является структурой образующей пространственную ориентацию.

Кроме того, мы воспринимаем свое тело как нечто внешнее по сравнению с внутренним самонаблюдением. Но здесь человек в своем сознании наблюдает два образа себя самого: первый — «я внутри тела», второй — «я — это мое тело».

Последний образ характерен для осознания себя в окружающем мире. Когда мы ориентируемся в окружающей обстановке, образ и «я» практически совпадают и мы идентифицируем себя со своим физическим телом.

Совсем другая картина наблюдается, когда мы осознаем свой внутренний мир, свои ощущения, работу органов чувств, боль. В этом случае «я» оказывается внутри моего тела, внутри некоей одежды, которая есть тело. Так появляется «внутренний человек». Как бы ни воспринималось это понятие, «внутренний человек» — это «я» внутри тела.

Таким образом, тело — сложное морфологическое образование в душе человека — осознается в зависимости от уровня самого восприятия трояко. Во-первых, как образ и форма личности в сознании макрообъектов («я» в мире); во-вторых, как сложная структура: органы, протяженность в сознании предметов, их размеры и ориентировка среди них в масштабах, сопоставимых с размерами тела (комната, двор); в-третьих, как внешняя оболочка, внутри которой есть «я».

4.6.2. Плоть в сознании человека

Исходя из того, как мы понимаем термин «плоть», можно выделить в эмпирике сознания характерные содержания. Так, например, чувство общей усталости или, наоборот, бодрости, боли или удовольствия, голода или насыщения могут осознаваться как имеющие конкретную точку приложения (рука, нога, желудок и пр.), так и принадлежащие всему телу. При этом плоть не осознается как нечто отдельное от тела. Однако плоть не имеет принадлежности к пространству вне тела, но только внутри его. Плоть аморфна в своих проявлениях и не осознается как отдельные явления, но имеет громадное влияние на душу и тело. Плоть в этом смысле есть непременное условие телесной жизни. Плоть также постоянное давление на душу человека, ибо главные побуждения телесности источает плоть. Плоть по своему естеству и по своей (навязанной ей) привычке, которая привнесена воспитанием или пороком, влечет душу ко греху.

Плоть — это наиболее «темное» место в душевной жизни человека, наиболее темный слой. Темный в смысле проникнутости сознанием. Плоть осознается и познается опосредованно, через тело, выражаясь в психических формах телесности. Например, когда человек чувствует голод, он говорит: «сосет под ложечкой». Когда хочет спать — «слипаются глаза» и т.д. Эти привычные состояния являются только символами процессов, осознать которые напрямую, непосредственно нам не дано.

Плоть, таким образом, составляет область бессознательного. Тело может осознаваться, но чаще всего оно относится к бессознательному или подсознательному. […]

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!