ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 46 страница



Четвертая особенность специфического социального движе­ния заключается в том, что внутри его складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают оп­ределенными социальными статусами, часть из них входит в со­став признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением. Пятая особенность специфических социаль­ных движений проявляется в наличии у них определенной страте­гии социальной деятельности и тактики ее осуществления приме-

437


нительно к изменяющимся обстоятельствам, в проведении агита­ции и пропаганды, ориентированных на привлечение новых инди­видов и групп в состав движения, расширение ареалов его дея­тельности, увеличение авторитета и степени влияния на развитие социальных процессов.

Приведенные особенности показывают, что достаточно раз­вившееся и оформившееся специфическое социальное движение, постепенно обрастая системой упорядоченных статусов и ролей, устоявшихся норм и правил поведения, формализованной струк­турой, фактически достигает стадии социальной организации, а в случае успешного решения поставленных задач— становится со­циальным институтом, как это случилось, например, с развитием коммунистического движения в Царской России, а затем и в Со­ветском Союзе.

Политические движения В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровер­жение политической власти, существующего политического ре­жима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфи­ческие социальные движения приобретают характер движений по­литических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие «политические движения» аналитической строгости. Этот тип движений может классифици­роваться, исходя из состава основной массы участников (крестьян­ские, пролетарские, феминисткие и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформист­ские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гра­жданского неповиновения и т.п.).

Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись английский чартизм - политическое движение пролетариата в 1830-1850 гг., цели и требования которо­го были выражены в так называемой «Народной хартии» (1838 г.), или аболиционизм - развернувшееся в конце XVIII - начале XIX вв. в США массовое движение за отмену рабства негров; пу-жадизм в середине 50-х годов XX века во Франции и движение диссидентов в 70-80-е годы в бывшем Советском Союзе.

438


Политические движения могут распространяться и в не­скольких, и многих странах, приобретая тем самым международ­ный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX - начала XX вв. Широко известно движение Сопротивления - развернувшееся во время Второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии массовое национально-освободи­тельное антифашистское движение против германских, итальян­ских, японских оккупантов, их союзников и их местных пособни­ков. В этом движении участвовали рабочие, крестьяне, интелли­генция, патриотически настроенная мелкая и средняя буржуазия. Их общей целью было изгнание захватчиков и проведение в по­слевоенное время демократических преобразований.

Отчетливо выраженный политический характер имеет Бело­русский народный фронт, возникший в 1988 г. В его программных документах провозглашается, что Белорусский народный фронт-это «широкое общественно-политическое движение граждан, пар­тий, организаций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социальную ры­ночную экономику, за национально-культурное возрождение на­шего народа». На базе этого движения в мае 1993 г. создана поли­тическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего со­става политическую партию. С другой стороны, некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают называть себя движениями, напри­мер, Народное республиканское движение во Франции, Итальян­ское социальное движение.

Политические движения способны приобретать некоторую преемственность и универсальность в той мере, в какой они про­должают и развивают определенные политические традиции (на­циональные, как это происходит в БНФ, либо cbohciвенные цело­му культурному региону, как это воплощается в деятельности Бе­лорусского Христианско-демократического союза, выступающего за объединение массовых действий на общехристианской плат­форме для решения насущных политических проблем, наподобие того, как сходные движения общехристианской направленности развиваются в ряде стран Восточной, Центральной и Западной Ев­ропы).

Таким образом, цели, ценности, программы действий поли­тических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а

439


в той или иной степени соотносятся с существующими в данное стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем] что политические движения возникают в определенных нацио-1 нальных или региональных политических культурах в ответ на но-] вые социальные и политические проблемы, возникающие на опре-1 деленных этапах развития общества. Так рождаются сначала либеч ральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на бо-| лее поздних этапах общественного развития (скажем, в современ­ных социально-политических условиях) появляются неолибе­ральные, неоконсервативные, неофашистские движения В усло­виях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские дви­жения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполняемых при существующих экономически^ и политических условиях.

В русле структурно-функционального социологическогс подхода политические движения чаще всего рассматриваются с| точки зрения их функциональности по отношению к существую-] щей политической системе, причем широко используются кон-| тент-анализ документов, анализ статистических данных, массовые опросы, интервьюирование и другие социологические методы.

Экспрессивные движения — более или менее массовые дви­жения людей, которые более или менее отчетливо понимают не­привлекательность и порочность существующей социальной дей­ствительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а: свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии, - они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализированные, в том чис­ле религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий со­вершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слуша­ли прорицателей и магов, создавали и распространяли мистиче­ские учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной, с их точки зрения, жизни общества.

440


В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнооб­разными проявлениями таких процессов являются движения хип­пи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, со­гласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

Революционные движения - массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельно­сти большинства или многих социальных институтов - государст­ва, суда, системы образования и др. Таким образом, революцион­ные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть существующий социальный порядок и струк­туры власти и установить новый социальный порядок, новую сис­тему власти, коренным образом отличающиеся от прежних. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где со­циальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной осо­бенностью обусловлено слабое развитие коммунистических дви­жений в таких социально благополучных и традиционно демокра­тических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где ши­роко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений - во Франции, Ита­лии, России, других странах, возникших в постсоветском социаль­но-политическом пространстве.

Реформистские движения - массовые политические дейст­вия, ориентированные не на революционные ниспровержения су­ществующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством прове­дения различных реформ. Для возникновения реформистских дви­жений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют:

- участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим по­рядкам;

441


- они должны располагать институциональными (т.е. дек
пускаемыми государством, правящей партией, действующим в!
обществе законодательством и др.) возможностями высказывать
свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку на­
мечаемых реформ;

- граждане данной страны должны обладать широким на­
бором политических прав и иметь возможность свободно и безбо­
лезненно подвергать критике функционирующие в обществе соци­
альные институты, требовать реформирования содержания и форм •
их деятельности.

Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка лю­бых социальных изменений расценивается как угроза существую-: щей системе власти. Как правило, к числу реформистских отно-, сятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы (после развала СССР) подобного рода движения в Беларуси, России, других странах СНГ.

Оппозиционные движения — более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подоб­ного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппози­цию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсовет­ских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникно­вению множества оппозиционных движений (движение потреби­телей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в рефор­мируемом обществе или утративших права, привилегии или иму­щество в процессе проведения таких реформ.

Экологические движения - массовые действия, направлен­ные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и эколо­гическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в усло­виях обостряющегося «экологического дефицита», истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего, техногенным воздействием на окружающую при­родную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными си­туациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены,

442


что тенденции развития общества «не могут быть полностью по­няты вне экологической перспективы». Они бросили вызов «обще­ству потребления», противопоставляя стремлению «иметь боль­ше» желание лучшего «качества жизни». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности. В этих движениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституциональный протест против государственных реше­ний, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с дру­гой — растущая институциализация и формализация, приводящая к формированию партий «зеленых» на базе данных движений во многих странах, в том числе и в Беларуси. Белорусская партия зе­леных ставит, в частности, своей целью решение экологических проблем политическими методами, считает необходимым разра­ботку проектов законов и нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды, формирование у жителей республики экологического мировоззрения, воспитание экологической культу­ры, осуществление общественного контроля за соблюдением при­родоохранительного законодательства. Движения зеленых в ФРГ, США, в других странах, в том числе и в странах СНГ, выступают за формирование новой духовной ориентации, направленной на преодоление разрыва между человеческой культурой и природой, обусловленного техногенной цивилизацией, на гармонизацию че­ловека с окружающей его природой.

Экологические движения с самого периода своего зарожде­ния (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по политическим ориентациям. Как в странах За­падной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тес­ного сотрудничества с государственными властями, и экоанархи-сты - противники властных структур, и экоконсервационисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалируют две тенденции. Пер­вая из них- природоохранная - выражена отчетливо в деятельно­сти тех экологических групп и организаций, лидеры которых не­охотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», кото­рые ориентированы на борьбу за власть, а поэтому все более от-' четливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекры-

443


вают общих целей и интересов движения, которое в целом про-, должает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбе­режение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологиче­ские принципы экологических движений, их различные модифи­кации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологиче­ской ситуации как катастрофической, на надеждах гармоничного единения человека с природой.

Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них усло­вий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных эта­па. Лидеры молодежных, в основном студенческих, движений 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренно­го изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 г. во Франции проходили под лозунгом «трех М» (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в со­циологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмоти­вом этих массовых молодежных выступлений были революцион­ные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.

Совершенно иную политическую окраску приобретает боль­шинство молодежных движений 80-90-х годов О каком-либо фун- | даментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив — лозунг «оставьте нас в покое». Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисо­вать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключе­вое слово в требованиях сторонников этих движений -автономия,а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква «А», ко­торая как раз и обозначает автономию. Буква «А» означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых лю­дей жить в своих общинах, которые им представляются более гу-

444


манными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний соци­альный мир.

Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают пустующие здания, чтобы превра­тить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недоста­чей жилья и аморальностью спекуляций в сфере строительства.

В добавление к требованиям автономии и самоуправления для молодежных центров современные молодежные движения в большинстве случаев активно поддерживают требования об охра­не окружающей среды, о приостановке строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата лево­радикальных групп и противников строительства атомных элек­тростанций, сторонников защиты мира, поборников экологическо­го равновесия вплоть до участников контрэкономических, альтер­нативных информационных и культурных проектов («молодежных субкультур»), участников различных психо- и сексэкспериментов.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникнове­ния этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминист­ских движений, возникшего в XVIII в. и переживающего пик сво­его подъема в конце XIX в., характерна весьма узкая трактовка со­циального равенства женщин, понимаемого только в качестве пра­вового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй по­ловине XIX - начале XX вв. в Великобритании, США и ряде дру­гих стран.

Новый этап феминистских движений начинается в конце 60 -х - начале 70-х годов XX века под новым названием неофеминиз­ма, который широко распространен ныне в странах Западной Ев­ропы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений существуют три основных направления.

445


Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо | дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники это-1 го направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная зада­ча - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!