ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 42 страница



Групповые коммуникации включает в себя два, три и более субъектов. Если схематично изобразить активных участников (субъектов) коммуникации соответственно символами d, Ci ..., то получим структурную схему межличностной и групповой комму­никации, изображенную на рис. 47.

5. Межгрупповая коммуникация - это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информа­ции циркулируют между двумя или большим количеством соци­альных групп, в целях осуществления совместной деятельности

398



 


6. Массовая коммуникация - это такой тип коммуникацион­ных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают средства массовой информации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Главная особенность мас­совой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточени­ем, массовым распространением и потреблением. Вследствие это­го СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации массового контроля над массовым поведением Основными функ­циями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) пере­дача знаний об обществе от одного поколения к другому через со­циализацию и обучение; 3)целенаправленное влияние на форми­рование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) раз­влечения (рис. 48).

Итак, средства массовой информации оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жиз­ненные позиции. Однако было бы упрощением представлять дело таким образом, будто читатель, слушатель, зритель в этом массо­вом коммуникационном процессе предстает только в роли пассив­ного объекта. Проведенные американскими, финскими, россий­скими, белорусскими социологами исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы чаще всего носит не непосредственный, а опосредованный (некоторыми промежуточными социальными переменными) ха­рактер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласу­ется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому в процес­сах массовой коммуникации многие реципиенты, как установил в середине 70-х годов американский социолог Дж. Блумер, высту­пают не в качестве пассивного получателя информации, а в каче­стве активного фильтра. Они осуществляют отбор определенных видов сообщений средств массовой информации, чтобы удовле­творить те или иные свои потребности.

400



 



 


Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любозна­тельности, осведомленности, эрудиции, росту политической куль­туры, соблюдению социальных норм и правил. Такое воздействие существенно возрастает, когда средства массовой информации ак­тивно и целенаправленно используют коммуникативную функцию культуры.

Коммуникативная функция культуры в концентрированном виде воплощается в том, что в художественных произведениях, в научных трактатах, в философских доктринах, в нравственных нор­мах и религиозных проповедях происходит композиционно замкну­тое (на идее или образе, созданном автором) и одновременно ра­зомкнутое, ориентированное на многих других людей, общение че­ловека с человеком. Заключая автора в контексте философской кни­ги, художественного романа, в ритме мелодии, - массовое комму­никативное взаимодействие вместе с тем делает возможным наи­более глубокое и насущное взаимопонимание между многими различными людьми: между автором и читателем, автором и зрите­лем, автором и слушателем, — т.е. между различными слушателями, зрителями и т.п., т.е. в постоянном расхождении и схождении, взаимопроникновении двух различных «полюсов» культурной ком­муникации. Именно в коммуникативной функции отчетливее и полнее всего проявляется диалоговая сущность культуры. Только благодаря коммуникативной функции происходит диалог различ­ных эпох, различных культур, различных людей в лоне одной куль­туры, в результате чего «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, Дмитрий Карамазов Достоевского оказываются в своеобразной культурной одновременности и диалогичности, диалогической «до­полнительности». А это приводит к тому, что трагедия Эдипа четче и глубже воспринимается через соотнесение с трагедиями Гамлета и Дмитрия Карамазова. Вследствие именно этой функции духовный мир писателя, художника, композитора, что отделен от него, транс­лирован в произведение и способен существовать как бы обособ­ленно, самостоятельно даже после физической смерти творца, ока­зывается включенным в иной мир, в жизнь людей последующих эпох и других устремлений, собеседуя с этими современниками. Поэтому культура предстает особой формой коммуникации и одно­временно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур, а также их совместного бытия в пределах одной и той же культуры. Именно благодаря коммуникации возможен диалог культур, а Шек­спир, Гомер и Пушкин говорят с нами как наши современники.

403


1.

2. 3. 4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения

Как можно определить термин «коммуникация»? Какова структура коммуникационного процесса? Каковы основные задачи коммуникации? Какие модели коммуникации Вы знаете? Каковы основные типы коммуникации?

Каковы особенности, задачи, позитивные и негативные черты массо­вой коммуникации? Какую коммуникативную роль играет в обществе культура?


Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

3. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация //Социоло­
гия /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. IX. М, 1996.

4. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.

5. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы тео­
ретической социологии. СПб., 1994.

6. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1984.

7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дей­
ствия: культура, личность и место социальных систем //Амери­
канская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

9. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой
коммуникации//Социологические исследования. 1997, № 11.

10. Тоффлер О. Раса, власть и культура //Новая технологическая волна
на Западе. М., 1986.

11. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль //Социальная
психология. М., 1969.

Глава 28. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Обычно под поведением понимается присущее живым суще­ствам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней двигательной активностью, а также внутренними потреб­ностями. Таким образом, поведение свойственно не только чело­веку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных,

404


поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является, по своему существу, социальным.

Поведение представляет собой совокупность извне наблю­даемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные каче­ства человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.

Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценно­сти и потребности. В поведении человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оце­ниваемым и вознагражденным за свои поступки. Более того, в сво­ем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

Микросоциология ищет причины и устанавливает особенно­сти человеческого поведения во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах— семья, трудо­вой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология иссле­дует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей: этносов, наций, госу­дарств, социальных институтов и т.п. Однако в конкретном соци­альном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа поведения. Так, на­пример, повседневное поведение и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья, как специфическая социальная общность является социальным инсти­тутом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с систе­мой социальных взаимодействий между классами и слоями обще­ства, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием,здравоохранением,культурой.

В рамках микросоциологического и психологического ана­лиза поведения наибольшую известность приобрел бихевиорист-

405


скип подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосыл-кой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour- по ведение) человека и событий, происходящих в его окружении; свя зи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влия­ния на поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широкс используется понятие вероятности для описания связи между изу­чаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Счи тается, что поведение базируется на трех различных формах реак­ции человека на окружающую среду. Они таковы:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах
и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании
и размышлении;

3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул -
реакция.

Знание особенностей действия каждого звена этой трехком-понентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность сде­лать поведение человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механиз­мы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» (7; 41). При таком подходе рас­крывается решающая «избирательная роль окружения в оформле­нии и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения» (7; 44).

В теоретической части бихевиористских исследований пове­дения основное внимание сосредоточено на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют при­оритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способ­ны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосре­доточен на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и

406


функциях, органически связанных с факторами окружения, ко-эрые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реали-ации действия. В своем прикладном аспекте бихевиористские ис­следования зарекомендовали себя в разработке методик управле­ния поведением учеников в классе; совершенствования способно­стей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении присту­пов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий, - являются существенными компо­нентами процесса социального обучения.

Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического ана­лиза Хоманс считает «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное поведение как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межин­дивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охот­нее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спор­те или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознагра­ждение за определенные типы поведения зависит от каких-то ус­ловий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное по­ведение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда по­требности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, в хомановской концепции социальное пове­дение и взаимодействие индивидов предстает системой обмена поведенческими актами, посредством которых «они санкциони­руют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого» (10; 58). Такая система действительно нередко реализу­ется во взаимодействиях людей друг с другом, и, в частности, в области бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. — поведение людей отнюдь не сводится к уравнове­шиванию затрат и вознаграждений, ибо все это (и многое другое) в

407


человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определ. мого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.

Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида.

Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторич­ных общественных институтов. Первичные группы (семья, компа­ния сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит форми­рование личности, ее социализация, а поведение индивидов харак­теризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. «Первичные группы, - отмечал он, -первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смыс­ле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние» (2; 330). Кули предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно кото­рому в процессе поведения, особенно во взаимодействии с други­ми, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого че­ловека, т.е. «смотрят на себя в зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он от­рицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознагра­ждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как социальное поведение, основанное на коммуникации. По его ут­верждению, человек реагирует не только на поступки других лю­дей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка дру-j гого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это. говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседник; или партнера, «принять роль другого». Когда же мы придаем зн. чение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценк; действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьм символизируют или выражают смысл другого действия, другой предмета или понятия. Поднятая рука может символизироват]

408


I


приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение на­нести удар другому человеку. Только поняв значение данного жес-га, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.

Итак, чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимо­действия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как лично­сти, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем поведении. Через долгий опыт наблюдения за ре­акцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только поня­тие о том, что мы собой представляем, но и научаемся ставить себя на место другого.

Мид отмечал, что пока дети не способны «принять роль дру­гого», они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя «во все роли, участвующие в игре, и совер­шать свои действия в согласии с другими». Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ре­бенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его дру­гому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том по­лучит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сто­рону поля, и я передам ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, уча­ствующий в игре, должен знать, что собирается делать любой дру­гой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, что­бы «установки одного индивида вызвали соответствующие уста­новки другого» (5; 224).

Согласно концепции Мида, мы развиваем себя и свое пове­дение через взаимодействие с другими, но мы не превратимся в умелых во взаимодействии, пока не разовьем самих себя. От про­цесса взаимодействия друг с другом мы переходим к модели мно­гократных взаимодействий с определенными группами людей.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!