Кризис в архитектуре 30-40-х годов.



В конце 30-х годов в развитии архитектуры появляется так называемая эклектика, когда в в постройках соединялись черты разных стилей, например, ампир соединялся с готическим или древнерусским. Ярким примером зарождения нового архитектурного стиля был так называемый русско-византийский стиль. Представителем этого направления в архитектуре был К.А. Тон, построивший Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату Московского Кремля.

VI. Изобразительные искусства.

Романтизм в живописи.

В живописи господствует романтизм. Одним из ярких представителей романтизма был О.А. Кипренский. Его поэтически взволнованные портреты раскрывали богатый духовный мир человека (портреты В.А. Жуковского, А. С. Пушкина и др.). Под знаком романтизма развивается и пейзажная живопись, выдающимся пейзажистом-романтиком был С.Ф. Щедрин.

Влияние романтизма испытал и К.П. Брюллов. В исторической живописи К.П. Брюллова нашли отражение традиции классицизма («Последний день Помпеи»). Крупнейшим художником эпохи, также испытавшим воздействия романтических тенденций, был А.А. Иванов. Над картиной «Явление Христа народу» он работал более 20 лет. Библейский сюжет осмысливался художником в психологическом, моральном и философском плане как огромное историческое событие в жизни народа. Идейный пафос картины — в торжестве духовного прозрения и возрождения народа.

2. Возрастание роли бытового жанра:

А) В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов

В 30-х годах в изобразительном искусстве возрастает роль бытового жанра, в котором проявляются элементы демократизма и реализма. Это характерно для портретного творчества В.А. Тропинина: художник показывает человека в непринужденной, будничной обстановке, связывая с окружающим его бытом и намечая социальную характеристику («Кружевница», «Гитарист», портрет А. С. Пушкина). Еще большей естественной простотой, жизненностью отличаются жанровые картины и портреты А.Г. Венецианова («На пашне», «Захарка»).

Б) творчество П.А. Федотова

В 40-е годы началось творчество П.А. Федотова, ставшего родоначальником критического реализма в изобразительном искусстве. Созданные художником образы («Свежий кавалер», «Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка») по силе выразительности не уступают сатирическим героям Гоголя и порой перерастают в гротеск. П.А. Федотов явился создателем психологической драмы в живописи вся жанровая живопись 60—90-х годов развивалась под влиянием его творчества.

Скульптура.

Большая роль в развитии изобразительного искусства XIXв. принадлежит скульптуре. В 1818г. по проекту И.П. Мартоса был воздвигнут первый в Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Принципиально новым для скульптуры того времени была трактовка героев Отечественной войны 1812г. как реальных исторических личностей. Эта особенность отличает памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, созданные Б.И. Орловским.Почти двадцать лет труда отдал главному своему произведению — четырем скульптурным группам, установленным на Аничковом мосту в Петербурге,— П.К. Клодт.

VII.Театр и музыка.

В начале XIXв. основное место в репертуаре драматического театра занимала трагедия, построенная по законам классицизма. С большим успехом шли трагедии В.А. Озерова, написанные на историческом материале. Создается немало пьес и в комедийном жанре, развивавших идейно-художественные принципы Д.И. Фонвизина. Ярким представителем сатирической комедии был И.А. Крылов. После поражения восстания декабристов правительство установило жесткий контроль над театром. В репертуаре 30—40-х годов господствующее положение занимали переводные мелодрамы и водевили, привлекавшие в основном внимание купечества, мещанства, разночинцев.

На русской сцене в это время выступало немало выдающихся артистов, стремившихся к исполнению героических образов, сильных личностей, обличавших общество деспотизма и насилия, корыстолюбия и лжи. К их числу принадлежали актер-трагик П.С. Мочалов. Исполнение им роли Гамлета в обстановке реакции 30-х годов стало крупнейшим событием в художественной жизни русского театра. В образе Чацкого он воплотил драму людей декабристского поколения. Впечатляла зрителей сценическая манера игры актера Александринского театра в Петербурге В.А. Каратыгина. «Царицей русской сцены» называли выдающуюся трагическую актрису Е.С. Семенову. Крупным событием общественно-культурной жизни России 30-х годов стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в Петербурге. В 40-е годы как драматург выступил И.С. Тургенев. Его пьесы заложили основу нового жанра — лирико-психологической драмы.

Реалистическая и демократическая тенденция в развитии русского театра настойчиво пробивают себе дорогу и в начале 40-х годов становятся ведущими. Это отразилось и на манере актерского исполнения. Выдающимся актером, теоретиком и педагогом, основоположником реализма на русской сцене стал М.С. Щепкин. Выступая реформатором актерского мастерства, он отвергал старую школу и манеру исполнения, боролся с театральными штампами и схематизмом, стремился придать сценическим образам жизненность, правдивый и глубокий смысл, впервые в сценическом искусстве подчеркивал социальную природу образа. Творчество Щепкина стало основой русской школы реалистического искусства

Вершиной развития русского музыкального искусства первой половиныXIXв. явилось творчество М.И. Глинки — основоположника русской классической музыки. Создав национальную русскую оперу, симфонию, романс, классические образцы камерно-инструментальной музыки, он заложил основы для дальнейшего развития музыкального искусства. Героико-народная патриотическая опера «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» и эпическая волшебная сказка «Руслан и Людмила» явились вехами в развитии русской оперы по пути высокой идейности, народности, реализма. В 50-е годы создает свои оперы («Каменный гость») и романсыА. С. Даргомыжский.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!