ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ во второй четверти XIXв.



I. Кружки 20-х годов XIXв

После разгрома движения декабристов общественная жизнь проходила в трудной обстановке политической реакции. Первые годы после 1825г. были временем деятельности небольших кружков, в основном студенческой молодежи, малочисленных по своему составу. На смену декабристам пришла в основном студенческая молодежь, полная революционной энергии, но с не совсем еще сформировавшимися взглядами. Это были кружки братьев П., М. и В. Критских, Сунгурова, «Литературное общество 11 нумера»,во главе которого стоял В.Г. Белинский.Но самым знаменитым был кружок Н.В. Станкевича. Это был философский кружок, ставивший себе задачей изучение новейших философских учений, прежде всего из Германии. Взгляды членов кружка были вполне умеренными: распространение просвещения должно было привести к изменению общественных отношений. Тем не менее этот кружок оказывал серьезное влияние на идейную жизнь общества. Из него вышли как будущие славянофилы, так и западники и революционеры.

В это же время сложился и кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева, который имел острую политическую направленность. Целью кружка было революционное преобразование России. Взгляды представителей кружка были очень туманными: они выступали и за республику и конституционную монархию.

Словом, 20-30-е годы были временем, когда идейные течения еще не размежевались, когда шла внутренняя подготовительная работа, искалась новая идеология, которая поднимала общественное движение на новую ступень.

II. Теория «официальной народности». Охранительное направление. Критика П.Я. Чаадаевым.

На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначаются основные течения и направления общественно-политической мысли: охранительное, либерально-оппозиционное, представленное славянофилами и западниками, начинает формироваться революционно-демократическоенаправление.

Как известно, царствование Николая I отмечено появлением теории «официальной народности», сформулированной министром народного просвещения С.С. Уваровым в 1832г. Основными пропагандистами и толкователями этой теории выступили профессора Московского университета — филолог С.П. Шевырев и историк М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин.

Одним из первых критиков теории «официальной народности» явился П.Я. Чаадаев, опубликовавший в 1836г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо». Чаадаев, крупный религиозный мыслитель, соглашаясь с тем, что Россия шла особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь резко отрицательно. Он подверг резкой критике порядки николаевской России. Властями автор письма был объявлен сумасшедшим, долго находился под надзором полиции.

III. Славянофильство.

Во многом в качестве реакции на «Философическое письмо» Чаадаева формируется новое общественное направление — славянофильство. Среди наиболее видных деятелей этого течения следует назвать братьев И.В. и П.В. Киреевских, братьев К.С. и И.С. Аксаковых, А.И. Кошелева, А.С. Хомякова, Ф.В. Чижова и Ю.Ф. Самарина.

Они выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других, в сущности, буржуазных реформ (хотя и выступали против капиталистического строя) в области суда, администрации, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, не принимали николаевскую политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Но самое главное положение славянофильства заключалось в утверждении самобытного пути развития России.

В представлении славянофилов главными самобытными учреждениями были крестьянская община и православная церковь. Они считали, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением. Отсюда требование созыва совещательного Земского собора, который должен выражать мнение народа, выступать в роли советчика царя, отсюда и их требование свободы слова и печати, обеспечивающих свободное выражение общественного мнения.

Славянофилы осуждали реформы Петра I, но не зато, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации, а за то, что он «свернул» развитие России с ее «истинных начал». Путь, избранный Петром, сулил революционные потрясения, возвращение к самобытному же пути развития могло уберечь от этого.

IV. Западничество.

Западничество возникло на рубеже 30-40-х годов XIXв. В число западников входили профессора Московского университета — историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, правовед К.Д. Кавелин, писатели и публицисты П.В. Анненков, В.П. Боткин. Это были умеренные западники. В число западников современники зачисляли и представителей революционного направления В.Г. Белинского и А.И. Герцена (радикальные западники).

Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и с опозданием, но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. Они выступали за конституционную монархию с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права, отрицательно относились к николаевскому режиму. Они возвеличивали Петра I, который, как они говорили, «спас Россию». Деятельность Петра I они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ сверху — они являются альтернативой пути революционных потрясений.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!