Характеристика архитектуры Высокого Возрождения в Италии.(мега развернуто)



 

Если Раннее Возрождение было связано с Флоренцией, то высокое – с Римом. Первые памятники Ренессанса в Риме, появившиеся еще во второй половине 15 века, в своем большинстве связаны с флорентинскими или североитальянскими архитекторами, которые перенесли в Рим достижения и стилевые особенности своих школ. С начала правления папы Юлия 2 (1503-1513 г.г.) начинается «золотой век» римской архитектуры. Стремясь к политическому и культурному возрождению Рима как столицы Италии, Юлий 2, а позднее Лев Х (1513-1521) считали необходимым поднять свой авторитет путем интенсивного строительства и меценатства.

На это время приходится расцвет архитектуры Высокого ренессанса, отличительными чертами которой становятся монументальность, навеянное Древним Римом импозантное величие и грандиозность замыслов, наиболее ярко проявившиеся в брамантовских проектах перестройки Ватикана и собора святого Петра.

Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с пространством замкнутым и всесторонне развитым, этот образ как бы воплощает идеи героизма и величия страны.

Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато д'Анджело Браманте (1444—1514). Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомления с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-монументальный облик, который характеризовал новые принципы в архитектуре.

Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте — маленьком храме, так называемом Темпьетто, построенном в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Это круглое в плане купольное сооружение небольшого размера, с гармонически развитым объемом, с мягко круглящимся куполом. Три широких ступени служат основанием храму. Окруженный колоннадой римско-дорического ордера, поддерживающей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм.

            

 

Храм Темпьетто во дворе монатыря Сан-Пьетро ин Монторио                        Собор Святого Петра в Риме

 

Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по реконструкции Ватикана. Ему поручается составление проекта реконструкции Ватикана, который до того представлял ряд разрозненных построек. По существу, предстояло создать новое сооружение, умело вводя в него уже существующие строения. Браманте соединил здание старого Ватикана с ранее построенной в 15 веке виллой бельведер двумя длинными галереями, ограничивающими Ватикан с запада и востока. Пространство между этими галереями Браманте оформил в виде разбитого на трех уровнях гигантского парадного двора, замыкающегося величественной нишей – экседрой (первоначально одноярусной). Этот двор уже не напоминает скромные дворы сооружений 15 века –интимные и уединенные, он предназначен для торжеств, шествий и театрализованных действий. Открытое пространство, наполненное воздухом и солнцем, окружающие его монументальные здания создают впечатление величия и служат прекрасным местом действия и фоном для торжественных церемоний. Браманте создает также в системе старых ватиканских корпусов большой двор Лоджий – кортиле ди Сан Дамазо, строи-тельство которого было завершено Рафаэлем, украсившим лоджии фресковой росписью.

Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Создавая проект обора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равного во всей мировой архитектуре. В основу своего замысла Браманте по-ложил принцип центрально-осевой симметричной композиции. Он полностью отошел от базиликального плана. План собора Браман-те, представляя собой сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом, давал композицию с двумя равнозначными осями, что обусловило центрально-купольное решение.

Центром здания является большой купол, вырастающий из массы более мелких объемов, в своей совокупности образующих ступенчатую, пирамидально построенную композицию. Барабан купола, диаметр которого почти равен диаметру купола Брунеллески (около 43 м), окружен колоннадой.

В проекте собора святого Петра античное римское влияние сказывается определеннее, нежели в ранних церковных сооружениях Браманте.

Браманте не довел сооружение до конца, им были начаты лишь подкупольные пилоны и наружные стены собора. После смерти Браманте строительством собора занимались последовательно Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сангалло Младший.Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо. Он заканчивал сооружение палаццо Канчеллерия, заложенного в 1485 году еще до приезда Браманте в Рим зодчим А. Бреньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания.

Антонио да Сангалло. В римской архитектуре эволюцию палаццо завершает Антонио да Сангалло (1483—1546). В палаццо Фарнезе он оставляет руст по углам и в оформлении парадного въезда, оштукатуренные стены декорирует горизонтальными поясами, дает различные обрамления окон каждого этажа, сообщая зданию торжественность и нарядность.

К середине 16 столетия, когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Витрувинская академия (около 1530), деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима, изучали трактат Витрувия. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» (1562) Джакомо Виньолы и «Четыре книги по архитектуре» (1570) Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины 16 века. В отличие от Браманте, искавшего в античном зодчестве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживить в своих сооружениях.

Получив образование в кругу североитальянских гуманистов, Палладио пополнил его в Риме изучением памятников античности. У него появляется тяготение к классической норме, строгой симметрии фасадов и планов, но при этом его искусство остается жизнеутверждающим, полным исканий, проявляясь в богатстве красочного и светотеневого решения. Палладио — мастер пластических и световых акцентов.

Он завершает начатый флорентийцами процесс переработки феодального дворца в городской дом. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создает также новый тип загородной виллы, в которой объединяются парадные и жилые помещения с хозяйственными, он тонко сочетает здание с окружающими его просторами сельской природы.

Торжественной монументальностью и благородной величавостью отличается сооруженная по его проекту беломраморная Базилика в Виченце (1549—1614), служившая и городской ратушей и зданием суда. Используя основу постройки 15 века, Палладио окружил ее двухъярусной галереей, Творчество Палладио, возвышенная красота его образов, их благородное величие, их парадность, чувство меры, а также и теоретический трактат, им созданный, оказали огромное воздействие на развитие архитектуры, во многом обусловив характер архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.

 

                              Палладио. Базилика в Виченце

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!