Вопрос(Даленга-Ходарковский, Шпилевский)



Выдающуюся роль в собирании и изучении культуры славянских стран стал Зориан Доленга-Ходаковский (Адам Чарноцкий, 1784-1825). С его именем связано начало научной археологии в России, он внес заметный вклад в развитие фольклористики, археологии и этнографии Беларуси.С 1818 по 1821 годы проходят научные экспедиции Доленга-Ходаковского по Северной и Центральной России, Польше, Беларуси, в которых он собрал богатый фольклорно-этнографический и археологический материал, которым пользовались многие исследователи народной культуры. В 1819 году опубликовал работу «О славянстве перед христианством», в которой исследовал рудимент древних представителей славян, особенно верования, обряды, легенды, песни. Он считал, что особенно сохранились они у белорусов, хотя с научного наследия Доленга-Ходаковского самой неизученной является та часть, которая касается краеведения и археологии Беларуси.

Проблема происхождения славян, исследование древних городищ славян как территории их расселения методом археологических раскопок (полевым методом), вот что интересовало историка и археолога (около 1 тыс. городищ им было исследовано).

 Доленг-Ходаковский – автор четырехтомника «Словарь названий городищ и урочищей», где около 200 он упоминает на территории Беларуси (возле Слуцка, Горок, Бреста, Витебска, Полоцка, Гродно, и т.д.).

Доленг-Ходаковский собирал и широко использовал в практике научного исследования карты и планы регионов и отдельных мест, делал зарисовки найденных при раскопках предметов древнеславянского быта культуры и народного творчества в фольклорный период.

 Доленга-Ходаковский показал себя как компетентный краеведом при толковании истории древних белорусских городов (Полоцка и Гродно), выдвинул археологическую теорию городищ, принципы сбора фольклора и диалектной лексики…

Научное наследие З. Ходаковского долгое время оставалось в поле зрения представителей многих наук – историков географов, археологов, фольклористов, этнографов, языковедов.

Особого внимания заслуживают статьи П.М. Шпилевского (1823-1861гг.). Они обогатили новыми материалами белорусскую фольклористику его публикации в известных журналах «Пантеон» и «Современник». В 1853-1856 гг. Шпилевский напечатал в «Пантеоне» цикл артикулов под названием «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказаниях». Основное внимание он направлял на семейные и календарные обряды, дает описания свадебных, родинных, крестинных, калядных и весенних праздников, приводит соответствующие песни, при этом подчеркивает хорошую сохранность древних пластов, значение древних преданий, которые заслуживают внимания. В труде «Белорусские народные предания» Шпилевский собрал описания народных празднеств, происхождение которых связывал только с поклонением языческим богам.

В книге «Путешествия по Полесью и Белорусским крае», цикле артикулов в «Современнике» (1853-1855 гг.) Шпилевский дает зарисовки быта белорусских крестьян, показывает Беларусь как самобытный славянский край с богатым языком, культурой.

Следующая книга Шпилевского – «Мозырщина», где автор приводит сведения из истории Мозыря о набегах на город татар, вспоминает про Туровский замок. П. Шпилевский также изучал белорусский язык, обряды, фольклор.

Вопрос(Киркор, Зенкевич)

Адам Карлович Киркор (1812 – 1886). Этнограф, археолог, публицист, историк, общественный деятель.

В годы учебы заинтересовался фольклором и этнографией, и напечатал свой первый артикул «Об языческих обрядах в Белоруссии». Кроме этого интересовался историей и археологией родного края. В свое время исследователь собрал сведения краеведческого порядка о Лиде, Дисне, Вилейке и других городах.

А. Киркор первым в Беларуси взялся за разработку и издание специальных справочников, в том числе труда «Экскурсия по Вильне и ее окрестностям» (1859), научная ценность которого не утратилась, а приобрела в наше время значение первоисточника.

В 1858 году вышла его крупная работа «Этнографический взгляд на Виленскую губернию», в которой высказано огромное уважение к духовной жизни трудового народа, проведены более чем 100 белорусских песен, 200 присказок, словарь белорусского языка. Родившись в Беларуси, зная хорошо свой народ, он мечтал о возрождении белорусского языка культуры и литературы.

Много времени уделял А. Киркор и археологии, в частности раскопкам – им было раскопано свыше тысячи курганов. Активное участие принимал он в организации Музея древностей в Вильно (1855), став его хранителем и секретарем Археологической комиссии.

Ромуальд Семенович Зенькевич(1811-1868г.) занимался изучением местного фольклора и этнографией. Особенно интересна его книга «Народные песни пинского люда»(1851), куда фольклорист включил разделы: «Колядные песни», «Свадьба», «Праздник куста», «Купала» и др.

Вслед за Я. Чачотом, Р. Зенькевич считал белорусский язык и народ самостоятельным.

В труде «про урочища и обычаи пинского люда» Р. Зенькевич не обошел внимание и памятники археологии. Он зафиксировал над Ясельдой около Сташанов место давнего побоища, месторасположение городища и вал около Турова, а в окольных лесах множество курганов и все эти объекты связаны, согласно народных преданий, с походами крестоносцев, особенно так называемую Авидыушову Гору около Кожан-Городка.

Забытой оказалось публикация Р. Зенькевича «О курганах и городищах Ошмянского повета». Будучи на Ошмянщине в 1843г., исследователь заинтересовался местными археологическим памятниками. Он пользовался сведениями оратых, которые находили древние вещи. Не имея возможности самому вести раскопки, Р. Зенькевич делал обмеры курганов, городищ, описывал из внешний вид, дал их местные названия и народные легенды о них. Сведения имеют приблизительный характер.

Не все написанное Р. С. Зенькевичем дошло до нас, некоторые труды остались в рукописях. Научная деятельность исследователя большого научного резонанса не имела, хотя на него не раз ссылались ученые, особенно при изучении материальной и духовной культуры Полесья.

 

 

Вопрос( Братья Тышкевичы)

К. и Е. Тышкевичи – основатели отечественной археологии, этнографии, фальклористики и музееведения. Константин Тышкевич (1806-1868)Родился в Логойске в 1806г в очень известном роду Тышкевичей. Начало род берёт с 1437г от Зигмунда II, получил титул графов Тышкевичей. Учился в забельском, полотском иезуитском коллегиуме в Виленском университете, работал в министерстве финансов в Воршаве, вернувшись в Логойск, занимается научной и с\х деятельностью. Главная сфера его интересов – археология. Занимался раскопками курганов в Логойском графстве, итог его археологической деятельности – «Про курганы в Литве и Западной Руси». Свои раскопки передал в Румянковский музей. Занимался классификацией курганов, как исторических объектов. Положил начало изучению древних городов Логойска и Заславля. Большое место занимала архитектура: замки, костёлы, церкви. Составлял топографические карты, планы замков, городищ (около 10 объектов) – Заславль, Логойск, Полоцк, Добринёво и др. Там фиксировалось состояние памятников до и после раскопок. Выполнялись рисунки. Очень важным археологическим и этнографическим трудом является книга «Вильня и её берега» - описание путешествий (по реке Вильня от её истоков до впадения в р. Нёман). Книга, где он даёт археологические и этнографические сведения о 295 деревнях и местечках, которые он посетил за 4 месяца. Проводил раскопки в прибрежных местах, подробно описал найденные в курганах женские украшения, сделал записи местного фольклора. Много места заняли в монографии памятники архитектуры. Издал отдельной книгой в 1871г.

 Евстафий Тышкевич (1814-1873)Родился в городе Логойске. Основатель бел. научной археологии. Получил начальное домашнее образование. В 1824г поступил в Виленскую гимназию, но вскоре перевёлся в Минскую гимназию, которую закончил в 1831г. 1832г – служба в Петербурге совместно с работой в библиотеке, где он находил новые материалы, изучал науки. Научную деятельность начал в 1837г с раскопок курганов а Логойске. Проводил экскурсии в Минске, Логойске, Борисове с помощью брата и отца. Добытые археологические материалы, монеты, оружие, рукописи – способствовали открытию домашнего музея в 1842г. В течение 10 лет собирает материалы и пишет книгу в 1847г «Описание Борисовского уезда» (сведения об истории Логойска, дал описание местного замка и размещ. во дворце музее, описывает обряды, народные праздники, записал около 450 пословиц и поговорок Б). Эта книга – итог его деятельности. Наиболее важный смысл жизни – Виленский музей. Тышкевич был выбран почётным членом Петербургского АН, членом стокгольмской королевской академии изобразительного исскуства и истории. Логойский музей был основан в 1842г. Экспонирует вещи, найденные Т. на Логойщине и т.д. Умер в 1873г в Вильне, похоронен рядом с могилой В. Сырокомли.

 

11=12 вопрос(произведения, исследования 19 века)

В изучении традиционно-бытовой культуры Северной Беларуси заметное место принадлежит ученому-фольклористу, неутомимому собирателю сокровищ духовной культуры белорусов Н.Я. Никифоровскому. В своих «Очерках простонародного жития-бытия в Витебской Беларуси» (1895) он воспроизвел широкую и реалистическую картину народной жизни, скрупулезно, методично, последовательно описывает крестьянский быт – жилища, хозяйственные и промышленные строения, земледельческие приспособления, одежду, еду.  Богатые материалы по духовной культуре белорусов и русских Смоленской губернии были собраны и систематизированы В.М. Добровольским. Основной его труд – «Смоленский этнографический сборник» (1891-1903).  Успешной была и деятельность П.В. Шеина, автора трех томов под названием «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887-1902).

Значительный вклад в этнографическое изучение Беларуси внесли польские исследователи: О. Кольберг – собиратель народных песен, этномузыковед, записывал аутентичную фольклорную музыку и тексты, фиксируя диалектные особенности говора, обрядовое оформление, танцы, игры, забавы, легенды, сказки и т.д. Издал 33 тома сборников, в 1968 году – том, посвященный Беларуси.  

На белорусскую этнографию огромное влияние оказала деятельность М.Федоровского. В течение 30 лет на Беларуси польского ученого он занимался собиранием фольклорно-этнографических материалов и археологическими раскопками. За это время он сделал свыше 200 тыс. записей по языку, фольклору и быту белорусского народа.  Многочисленные публикации по этнографии, археологии, искусству, фольклористике принадлежат другому польскому этнографу З.Глогеру. Им собрана богатейшая коллекция этнографических предметов, оружия, предметов искусства, исторических карт, документов.

Из исследований Беларуси 60-70 лет XIX века выделяется группа местных исследователей, таких как И.И. Носович, автор «Словаря белорусского наречия», где кроме филологических материалов содержится большое количество этнографических сведений о бытие и культуре белорусов.

Широкими интересами в исследовании материальной и духовной культуры Беларуси считался М.В. Довнар – Запольский (1867 - 1934). Всесторонне образованный человек, он оставил после себя труд в разных отраслях гуманитарных наук, в том числе и в фольклористике.

В.Ю. Ластовский и А.А. Смолич – прогрессивные деятели белорусского социал - демократического движения – являются создателями фундаментального собрания о развитии письменной культуры и книгоиздательства на территории Беларуси « История белорусской (кривской) книги» (Ковно, 1926), автором многочисленных артикулов по истории и этнографии Беларуси, редактором и издателем журнала «Кривич» (В. Ластовским). А. Смолич – создатель первого фундаментального труда по географии Беларуси (Вильно, 1919). В своей книге «География Беларуси». Смолич применяет экологический подход, детально рассматривая не только природные ландшафты страны, климат и ресурсы, но и национальный состав населения, его различие, культурные особенности и хозяйственные занятия.

В плеяде исследователей народной культуры этого региона одно из самых почетных мест принадлежит А.К.Сержпутовскому. Собранные им в результате многолетней экспедиционно-поисковой работы и опубликованные затем материалы определяются оригинальностью, информационной насыщенностью, свежестью и свидетельствуют о глубоком знании народной жизни.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!