Вопрос(Идеи возрождения на Белар, Ласицкий, Рисинский)



Белорусская культура эпохи Возрождения сложна и своеобразна. В ней сосуществовали и взаимодействовали различные идеи, течения, стили. Она представляла собой динамическую систему, в которой развитие происходило через борьбу и синтез нередко противоположных явлений и тенденций.

Эпоха Возрождения навсегда вписала в историко-духовной культуре Беларуси имена выдающихся её представителей- Франциска Скорину, Н. Гусовского, В.Тяпинского, Симона Будного, оставивших свой след и в истории краеведческого знания о Беларуси того времени.

Источниками для изучения того периода служили и служат многочисленные дневники, описания путешествий не только местных авторов, но и выходцев из России, Польши, Германии и иных стран. Для исследователей они интересны тем, что иноземцы понимали этнографическую Беларусь такой, какой она им виделась в те времена.

 Сведения о быте белорусов Заславля, Радошковичи, Дубровно и их окрестностей содержатся в книге Яна Ласицкого (1534-1605) « О религии, жертвоприношениях, свадебные, похоронные обряды русинов, московитов и татар. Из трудов разных писателей…» (1582;). В этой работе с позиций католицизма и пренебрежению к православию описаны верования, семейные обряды, приведены отдельные сведения об одежде и пище белорусов, отличается бытование в то время языческих обрядов.

В своих отношениях к белорусскому народу и его наследию Ян Ласицкий стоял на объективных позициях, уважал его давние обычаи, культуру, творчество. Не только для этнографов, краеведов, но и для археологов некоторый интерес имеет описание местных обрядов. Пишучи про восточных славян, Ян Ласицкий показал широкие знания по этнографии, пользуясь распространёнными тогда терминами: московиты       ( русские), русины, рутенцы (белорусы и украинцы). Почти в том же плане написаны и иные работы, особенно «Про богов жмудинов и других сарматов» (1615).

Первый сборник белорусских пословиц и поговорок XVI-начала XVII века был издан на польском и латинском языках местным уроженцем (Рисино под Полоцком) Соломоном Рисинским (1560-1625), который работал учителем в Делятигах и Любге, где и умер.

Краеведческая деятельность С.Рысинского заключалась в сборе топонимичных материалов о происхождении местных географических названий, в которых он видел ключ к разгадке тайн древней истории. Правда, его наиболее любимым и обстоятельным занятием было собирание поговорок, которые им были обработаны и изданы в типографии Петра Бласта Кмиты в Любче. По его работам можно действительно удостовериться, что он хорошо знал историю краев, которых описывал.

 

Вопрос(Стрыйковский, Гусовский)

К XVI веку относиться появление « Хроники» Матея Стрыйковского (около 1547-около 1586) - историка и поэта, которого интересовали разнообразные сведения по древней и современной ему истории Польши, Литвы и Руси.

Матей Стрыйковский родился в Стрыкове в Мазовии,учился в Краковском университете, служил в витебском гарнизоне, В 1578г. он закончил первый вариант своей новой книги - «Хроники польской жмудской и всея Руси», О дальнейшей деятельности М.Стрийковского сведений нет.

Типичный представитель историографии XVI-XVII вв., М.Стрыйковский широко пользовался сказанием народа, Он много занимался письменными источниками, летописями . М. Стрыйковский много путешествовал по Беларуси, осматривал древности, беседовал с населением. В «Хронике» мы находим сведения из прошлого Заславля, Слуцка, Лиды, Гольшан и иных мест Беларуси. Описывает он и башню в Витебске, обращённую к Двине, и Борисовы камни XII ст. с надписями полоцкого князя Бориса Всеславича, говорит о существовании в Полоцке Софийского собора, монастыря на Бельгицы, окружённом стеной с башнями, женском монастыре на Палате и церкви святого Спаса. Т.о., хронист XVI века М. Стрыйковский был первым, кто начал привлекать древние памятники как серьёзный источник и с помощью этих источников пытался объяснить некоторые не вполне ясные моменты истории. Труд Стрыйковского- краеведческий источник по истории Беларуси, Литвы, Польши, Украины, России, Латвии.

« Песня о зубре» Н. Гусовского- источник краеведения Беларуси XVI века.

Сведений о жизненном и творческом пути Н.Гусовского мало. Родился в семье охотника. Начальное образование получил на Беларуси, углублял свои знания в Вильне, Польше, Италии. В 1518г. в составе польско-литовской дипломатической миссии попал в Рим, где окончательно сформировалось его литературное кредо.

Творческое наследие Гусовского велико: это три поэмы- «Песня про зубра», «Новая и знаменитая победа над турками в июле месяце», « Жизнь и подвиг св.Глацинта» и 11 стихотворений, размещённых в краковском издании сборника « Песня про зубра»

Великолепным произведением ренессансной поэзии на Беларуси является «Песня пра постаць, дзiкi норау зубра i паляванне» Н.Гусовского, в котором автор создаёт яркую картину жизни ВКЛ, воспевает природу Беларуси, возвеличивает героическое прошлое народа, утверждая самобытность и полноценность славянской страны среди европейских стран и народов.

Широко использует Гусовский в поэме местные легенды, поверия про зубра, дополняя их собственными описаниями.

«Песня про зубра» - это также и панорамная картина жизни народа и судьбы страны в переломный момент истории, в момент, когда ВКЛ в значительной ступени утратило былую мощь и силу.      Образ зубра воплощает в себе образ родного края, это символ былого величия;  Витовт в поэме показан в повседневной жизни. Он высокородный справедливый, отзывчивый, требовательный человек, жёсткий в отношении к преступникам и ворам.

 

           

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!