Общая характеристика первобытного общества



Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. А начинать необходимо с комплексной характеристики первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.

Начнем с экономической сферы. Первобытный человек занималась охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т.е. присвоением продуктов природы. Для этого она использовала примитивные орудия труда, что изготавливались из природных материалов. Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно соблюдались двух правил: все, что приобреталось, поступало в общий корзину и все сданное перераспределялось, каждый получал определенную долю. На других принципах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивая характер. Производительность труда была крайне низкой. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности людей. Постепенный и довольно медленное развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям: совершенствование орудий труда и совершенствования способов, приемов и организации труда.

Социальная организация первобытного общества характеризовалась семейной родовой общиной, которой руководили ее наиболее авторитетные и опытные представители. В основе семейной общины лежали родственные отношения, существовала фиксированная система разделения труда, распределения добычи, брачно-семейных отношений.

На более поздних стадиях развития первобытного общества возникают племена, объединивших близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло эффективнее противостоять силам природы, создавало возможность для специализации управления, позволяло успешно отражать агрессию соседей. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Вопрос 3

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. – по 17 век н.э. – 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур.

Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.

Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы – природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека – не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им.

История Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией древнего Китая, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений древнего Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии. При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. в истории Китая произошли перемены, государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название "Западного Чжоу", это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия "Западная Чжоу" (11 век – 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории ("Книга песен"). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название – "Восточное Чжоу". Период правления династии "Восточная Чжоу" (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

В IV-III вв. до н.э. в истории Китая обостряется борьба за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 – 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории древнего Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул "вана Хань" и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в. длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге – экономическим и духовным центром стал город Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй (589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение – уже при династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун – это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось "китаизировать" своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал Пекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI – XVII вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.

Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).

Индия

Индия является одной из старейших цивилизаций мира. До середины Ш тысячелетия до н.э. на территории Индии развивалась цивилизация дравидов, не уступающая и в чем-то превосходящая цивилизации Древнего Египта и Месопотамии. В период с 2500 по 1500 год до н.э. Индия была завоевана индо-арийскими племенами, вытеснившими дравидов. До VIII века н.э. на территории современной Индии развивались различные королевства, доминирующим религиозно-культурным фактором которых был индуизм. С VIII века в Индию стал проникать ислам, который принесли мусульманские завоеватели, захватившие довольно большие территории. Мусульманское правление на большей части Индии продолжалось до 1398 года, когда в страну пришли армии Тамерлана. Правда, монголы довольно быстро ушли из страны и до конца первой четверти XVI века страной правили мусульманские династии Туглюков и Саидов. В 1526 году потомок Тамерлана Бабур завоевал практически всю Индию и основал империю Великих Моголов, просуществовавшую до 1857 года. В 1498-1503 годах португальцы основали на побережье несколько торговых пунктов, за португальцами последовали голландцы и англичане. Британская Ост-Индская компания в 1603 году получила от моголов право на торговлю специями и текстилем. В результате разумной торговой политики британцы получили и политическое влияние на большей части территории страны. Полное политическое руководство перешло к Великобритании в 1828-1835 годах, а в 1857 году Индия стала фактически протекторатом Великобритании. 15 августа 1947 года Индия получила независимость, однако была разделена на две страны- современную Индию и Пакистан (от которого позже отделилась Бангладеш) – по религиозным признакам. 26 января 1950 года Индия была провозглашена демократической республикой. С 1947 года по сегодняшний день продолжается конфликт (поначалу открытый, сейчас более скрытый) между Индией и Пакистаном по вопросу принадлежности территорий Джамму и Кашмир, разделенных государственной границей и находящихся в обеих странах (треть территории принадлежит Пакистану, две трети – Индии). Индия является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕСКО, Британского Содружества наций.

История Японии

Японцы верят, что их острова были созданы богами, а также выводят родословную императорской семьи вплоть до богини Аматэрасу. По легенде, предком всех императоров является легендарный император Дзимму-тэнно, который является внуком прославленной солнечноликой богини Аматэрасу. Именно на божественном происхождении императора поддерживалась его власть на протяжении столетий – так гласят легенды и хроники. Однако, можно порассуждать на тему "Откуда взялись императоры в Японии?". В давние-давние времена предки современных японцев жили разобщёнными кланами, которые при редких стычках неизменно начинали воевать друг с другом. Впоследствии, когда население начало постепенно увеличиваться, стычки между кланами стали всё чаще. И вот наверняка появился талантливый вождь или полководец, который решил объединить под своей властью все имеющиеся на доступных территориях племена.

Однако завоевать противника ещё полбеды, куда сложнее удержать завоёванное. Поскольку времена были тёмные, то основным инструментом воздействия на массы была кара господня – в японском варианте "ками" – "божество", а значит, чтобы власть захватчика нельзя было свергнуть, нужно было привести "неоспоримые" доказательства собственной божественной сущности. Или не божественной, а хотя бы вывести свою родословную плоть до божественного предка. Что и было проделано, подкрепившись изрядно звонкой монетой и переписью летописей.

Ситуация вполне обыденная и сейчас мы можем только догадываться, сколько раз переписывали историю и сколько и какие события произошли на самом деле, а какие являются вымышленными – исключительно дабы возвеличить собственного правителя, который одной рукой карает неверных (что уже устрашает само по себе), а другой – вознаграждает своих сторонников. Для наилучшей мотивации необходимо использовать как кнут, так и пряник.

Разумеется, такая неприкрытая покровами мифов и легенд история выглядит совсем неприглядно. Именно поэтому в срочном порядке создаются слухи, рассказываются истории и сеются другие семена, которые впоследствии прорастут мифами и легендами, до которых столь охоч простой люд.

Японская история богата войнами и междоусобицами – через это в той или иной степени прошли все современные государства и все народы, но японские войны даймё осложнялись исключительно японским отношением к смерти, а также исключительной преданностью господину, верностью своему долгу и другим исключительно японским отношениям чести. Правда, иной раз вассалы всё же преступали через долг преданности по отношению к своему господину и свергали его – в этих случаях жажда власти и мирового господства явно пересиливала…

Как уже говорилось, император обладал практически безграничной властью – его почитали и обожествляли, ему поклонялись и безусловно уважали. До тех пор, пока власть в стране не забрали представители касты военных – сёгуны, оставившие божественным императорам лишь жалкую роль марионетки. Монарх по-прежнему считался верховной властью в государстве, но на деле он ничего не решал – всем заправляли буси (воины) высших рангов. В определённый момент появились те, кто решил объединить всех разрозненных даймё под своей рукой – так началось объединение всей Японии, во главе которого сначала стоял Ода Нобунага, потом Тоётоми Хидэёси, а закончил благое, но столь кровавое начинание Токугава Иэясу.

Именно во время сёгуната Токугава искусства и культурная жизнь в средневековой Японии начали набирать обороты. Жизнь стала куда более мирной, законы, установленные сёгуном, соблюдались практически беспрекословно.

Разумеется, та жизнь, которую вели императоры в относительном уединении в Киото, мало кого могла устроить и потомки Дзимму-тэнно интриговали, боролись за власть и всячески пытались вернуть себе былое величие. Относительно полно этот вопрос удалось решить во время Реставрации Мэйдзи, когда ряд молодых реформаторов сверг правительство сёгуната и возвернул на престол императора как представителя верховной власти. Впоследствии права императора были несколько пересмотрены и в настоящее время император Японии является её символом – примерно таким же, как королева в Великобритании. День рождения императора – национальный праздник, который с удовольствием отмечают все японцы от мала до велика.

Новая история Японии содержит немало горестных страниц, в частности, это касается бомбёжки Хиросимы и Нагасаки, столь подло устроенной Соединёнными Штатами, да и вообще всего периода войны. Благодаря промывке мозгов японцы заняли не совсем ту позицию, которую по идее должны были занять, и это в конечном счёте привело к разрухе и кризису в стране. Из которого, однако, Япония сумела выйти, "не потеряв лицо". Всем известно так называемое "японское чудо", когда граждане сумели поднять страну на своих плечах и вынести её вперёд, в светлое будущее – у нас примерно то же самое творилось при "пятилетках" и прочих стройках социализма.

Японцы наладили производство и торговлю с Западом, выплатили все контрибуции, подняли экономику и вырвались в число наиболее экономически развитых стран. Теперь никто не посмеет назвать Японию отсталой и варварской страной – новейшие разработки, которые осуществляют местные учёные, оставляют далеко позади всех их западных коллег.

Культура цивилизаций Востока

Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций Древнего Востока. Они образовали полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Второй пояс состоял бы из культур "варварских" обществ – народов, находящихся на родоплеменной стадии развития, перешедших к земледелию или скотоводству, но не создавших ещё своей государственности. Эти культуры примыкали к поясу культур цивилизаций с юга и с севера. Все они, кто раньше, кто позже, также переходят на цивилизационный путь развития. Над вторым поясом, севернее и под ним, южнее, протянулся третий пояс – архаичных культур доземледельческих общин, народов, которые использовали каменные орудия труда, занимались в основном охотой, собирательством и рыболовством. Это племена Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана, с одной стороны, и народы южных стран, островов Тихого, Индийского океана, племена Тропической и Южной Африки. Большинство из них дожило до ХIХ и начала ХХ века, а некоторые из них, наверное, войдут и в ХХI век.

Культуры цивилизаций Древнего Востока – наиболее древние из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История начинается в Шумере" – и он был близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока – особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это – догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние – результат развития за последние 3-4 века – краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток – "давал", Европа – "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке – кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас, на рубеже 2000 года, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно.

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" – ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия – украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" – нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что "нетипичную" линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов

Для того, чтобы обосновать правильность существования "азиатского способа производства", а значит и особого "азиатского", "восточного" типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра:

1. особый, азиатский, уровень развития производительных сил;

2. особую систему отношений собственности;

3. особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта;

4. нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.

В целом, выделить эти параметры не удалось.

Таким образом, говорить об особом "азиатском" типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис "может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации".

Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;

2. важная экономическая роль государства;

3. установление верховной собственности на землю;

4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;

5. централизованная, деспотичная власть.

В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:

1. для характеристики производительных сил – уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;

2. в качестве особой системы отношений собственности – система государственно-бюрократических, иерархических отношений;

3. в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта – метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;

4. в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры – специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.

Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:

1. ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и

2. распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.,

3. в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 574; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!