Системы стихосложения. Силлабо-тоническое стихосложение в русской литературе. Метр. Стихотворные размеры



 

Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Силлабическое стихосложение: силлаб – «слог» (греч.), силлабические стихи называются 8-, 11-, 13- (и т. д.) сложниками. Силлабический стих представляет собой стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. К силлабической группе относятся французская, польская, итальянская, испанская и др. системы. (К этой группе относились русская и украинские системы в XVI—XVIII вв.)

Тоническое стихосложение: «тон» или «тонус» - ударение, либо выделяющее в слове ударный слог, либо сообщающее ударность односложному слову. Здесь главное то, сколько в стихе ударных слогов, и такие стихи называются 3-, 4- (и т. д.) ударниками. В тоническом стихе соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне-германских языков.

Силлабо-тоническое стихосложение: Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. Силлабо-тоническое стихосложение – это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры).

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии — с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе.

Хорей - двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный слоги.

Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет,

Ви?хри сне?жные крутя?;

То, как зве?рь, она? заво?ет,

То запла?чет, как дитя?…

— А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Ямб – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный и следующий за ним ударный слоги.

 

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

- А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Дактиль – трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный слог и два безударных за ним.

Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники

- М. Ю. Лермонтов

 

Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, ударение на втором слоге.

Не ве?тер бушу?ет над бо?ром,

Не с го?р побежа?ли ручьи? -

Моро?з-воево?да дозо?ром

Обхо?дит владе?нья свои?.

- Н. А. Некрасов

Анапест - трехсложный стихотворный размер, ударение на последнем слоге.

 

О, весна? без конца? и без кра?ю —

Без конца? и без кра?ю мечта?!

Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю!

И приве?тствую зво?ном щита?!

- А. А. Блок

 

Метр и ритм

Стихотворные размеры не всегда выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Метр – сочетание сильных и слабых слогов.

Ритм – сочетание ударных и неударных слогов

 

36. Билет

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы, их основные характеристики.

 

Роды литературы:

Эпос. Организующим началом эпического произведения является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это рассказ о происшедшем ранее. Присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Повествование ведется со стороны и имеет грамматическую форму прошедшего времени. Для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Повествование подключает к себе высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи. Используется весь арсенал худ.средств. Нет ограничений в объеме текста. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы. Значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах. Эпическая форма воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает склад ума и чувства повествователя, облик которого обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Наиболее распространенная форма эпического повествования — это рассказ от третьего лица, рассказчика, который нередко является одновременно и персонажем произведения. Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки писателям.

Драма. Драматические произведения воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Связаны с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. В драме отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. В драме есть основной текст — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Отсюда ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Благодаря цепи диалогов и монологов создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Речь героев, насыщенная афоризмами и сентенциями, обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.

Лирика. Лирике свойственна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Много экспрессии. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам.

 

Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений.

Виды и жанры эпоса:

Крупные формы:

эпопея

роман (жанры: семейно-бытовой, социально-психологический, философский, исторический, фантастический, роман-утопия, роман воспитания, любовный роман, авантюрный роман, роман-путешествие, лиро-эпический (роман в стихах))

роман-эпопея

поэма-эпопея

Средние формы:

повесть (жанры: семейно-бытовая, социально-психологическая, философская, историческая, фантастическая, сказочная, приключенческая, повесть в стихах)

поэма (жанры: эпическая, героическая, лирическая, лиро-эпическая, драматическая, ирони-комическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, лирико-драматическая (романтическая))

Малые формы:

рассказ (жанры: очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”), новеллистический (конфликтно-повествовательный))

новелла

сказка (жанры: волшебная, социально-бытовая, сатирическая, социально-политическая, лирическая, фантастическая, анималистическая, научно-познавательная)

басня

очерк (жанры: художественный, публицистический, документальный)

Виды и жанры драмы:

трагедия (жанры: “трагедия рока”, “высокая трагедия”)

комедия (жанры: комедия характеров, комедия бытовая (нравов), комедия положений, комедия масок, комедия интриги, комедия-буффонада, лирическая комедия, сатирическая комедия, социальная комедия, “высокая комедия”)

драма (жанры: “мещанская драма”, психологическая драма, лирическая драма, повествовательная (эпическая) драма)

трагикомедия

мистерия

мелодрама

водевиль

фарс

Виды и жанры лирики:

Виды:

описательная

повествовательная

ролевая

медитативная

Жанры:

ода

гимн

элегия

идиллия

сонет

песня

романс

дифирамб

мадригал

дума

послание

эпиграмма

баллада

 

 

37 Билет


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1087; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!