Такое разграничение: персонаж, тип и характер называется типологией литературного субъекта



 

Характер – это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.

Понятие характер относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.

Категория типического характера оформилась в римском «эпосе частной жизни» именно как ответ на потребность художественного осмысления жизненных типов и классификации героев в их отношении к окружающей реальности.

В каждом литературном направлении – классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме – обнаруживаются свои устойчивые типы героев и характеров.

Тип – является обобщением тех или иных социальных явлений и связан с типическими чертами. Например, Григорий Печорин – тип «страдающего эгоиста», воплощение «пороков целого поколения в полном их развитии». Типизация включает в себя процесс создания целостной картины мира, является основой процесса творчества и законом искусства. Типическое это не копия реальной действительности, а художественно обобщение. (Пример: тип «маленького человека» у Пушкина – Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»)

Персонаж – вид художественного образа, субъект действия. Этот термин употребляется при анализе системы образов-персонажей, особенностей композиции. Литературный персонаж – носитель конструктивной роли в произведении, автономный и олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие), вовлеченный в действие или только эпизодически указанный. С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения их можно поделить на главных, побочных и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий – на активных и пассивных.

М. Горький очень глубоко заметил, что литература — это человековедение. Прежде всего мы замечаем, что в литературном произведении речь идет о человеке: его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми, событиях, которые с ним происходят, предметах и природе, которые его окружают. Различные науки изучают человека, но каждая из них интересуется той или иной стороной его жизни, но только в литературе человек выступает перед нами как живая личность. Правда, можно вспомнить произведения, в которых человек непосредственно не изображается, например, стихи о природе. Но легко заметить, что, говоря о природе, поэт передает нам свое отношение к ней, мысли и чувства, которые она в нем возбудила. О чем бы писатель ни говорил, думает он все равно о человеке.

 

 

26. Билет

Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации.

(Информация из учебников: Хализев, Крупчанов, Поспелов)

 

Углубляясь в историческую даль вопроса о сюжете и фабуле, мы обнаруживаем теоретические рассуждения по этому поводу впервые в «Поэтике» Аристотеля. Аристотель не употребляет сами термины «сюжет» или «фабула», но проявляет в своих рассуждениях интерес к тому, что мы сейчас подразумеваем под сюжетом, и высказывает целый ряд ценнейших наблюдений и замечаний по этому поводу. Не зная термина «сюжет», как и термина «фабула», Аристотель употребляет термин, близкий к понятию «миф». Под ним он понимает сочетание фактов в их отношении к словесному выражению, живо представленному перед глазами.

 

 Сюжет (от франц. sujet) — цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Изображаемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения. Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован, предельно компактен): «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, стихотворение В. Ходасевича «2-го ноября».

Понимание сюжета как совокупности событий, воссозданных в произведении, восходит к отечественному литературоведению XIX в. (работа А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов»).

Но в 1920-е годы В.Б. Шкловский и другие представители формальной школы резко изменили привычную терминологию. То, что дореволюционные русские ученые рассматривали как сюжет, представители формальной школы стали называть фабулой. Термином же «сюжет» они обозначали художественно «обработанную» фабулу, т. е. расположение событий, фактов и их подробностей в тексте произведения. Б. В. Томашевский писал: «Совокупность событий в их взаимной внутренней связи <...> назовем фабулой (лат. сказание, миф, басня — В.Х.) Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом». Тем не менее в современном литературоведении преобладает значение термина «сюжет», восходящее к XIX в.

 

 События, составляющие сюжет, по-разному соотносятся с фактами реальности, предшествующей появлению произведения. На протяжении многих веков сюжеты брались писателями преимущественно из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох и при этом как-то обрабатывались, видоизменялись, дополнялись. Большинство пьес Шекспира основано на сюжетах, хорошо знакомых средневековой литературе. Традиционные сюжеты (не в последнюю очередь античные) широко использовались драматургами-классицистами.

 В XIX-XX вв. изображаемые писателями события стали основываться на фактах реальности, близкой писателю, сугубо современной. Знаменателен пристальный интерес Достоевского к газетной хронике. В литературном творчестве отныне широко используются биографический опыт писателя и его прямые наблюдения над окружающим.

 

События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному. В одних случаях они находятся друг с другом лишь во временнОй связи (Б произошло после А). В других случаях между событиями, помимо временнЫх, имеются причинно-следственные связи (Б произошло вследствие А).

Сюжеты с преобладанием чисто временнЫх связей между событиями являются хроникальными. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими.

Также существуют многолинейные сюжеты, в которых одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий, связанных с судьбой разных лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л.Н. Толстого и «Трех сестер» А.П. Чехова, «На дне» Горького. Хроникальные и многослойные сюжеты рисуют событийные панорамы, тогда как сюжеты единого действия воссоздают отдельные событийные узлы. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные, или кумулятивные.

 

Сюжеты складываются главным образом из действий персонажей. Литературе известны разные типы действия:

Внешнее действие — решительные поступки персонажей, в процессе и результате которых меняются взаимоотношения между героями, их личная судьба или общественное положение.

Внутреннее действие — когда события выступают прежде всего в качестве источника размышлений и переживаний персонажей; действующие лица проявляют свои мысли и чувства в поведении, но не делают ничего, что вносило бы в их жизнь заметные внешние перемены. В ходе событий претерпевает изменение не столько положение героев, сколько их психологическое состояние.

Сюжеты с преобладанием внешнего действия основаны главным образом на перипетиях. Перипетии — внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей — всевозможные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудачи либо в обратном направлении.

 

В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. Во-первых, событийные ряды имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. Во-вторых сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. События создают для персонажей своего рода «поле действия», позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же — в поведении и поступках. Недаром Горький писал, говоря о сюжете как системе взаимоотношений героев, охарактеризовал его как «историю роста и организации того или иного характера». В-третьих, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Без какого-то конфликта и жизни героев трудно представить достаточно выраженный сюжет.

 

 

 

27 БИЛЕТ


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!