Целостность восприятия, её аспекты. Что такое слуховая агнозия? Каковы её критерии?
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность - некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта.
Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию Целостный образ предмета или явления состоит постепенно благодаря взаимодействию анализаторев.
|
|
Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде Так, у слепых людей пи идвищуеться чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.
Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями Вся эта сеть возбуждений, как и взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятияня.
Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и мижанализаторного комплекса нервных связей, что обеспечивает целостность и предметность объект и восприятии.
Слуховая агнозия — это нарушение распознавания звуков и речи. При этом со стороны слухового аппарата отсутствуют какие-либо расстройства. Слуховые агнозии наблюдаются при поражении височной области.
|
|
Слуховая агнозия бывает следующих видов:
· Простая слуховая — когда больные на в состоянии распознавать и узнавать обычные простые звуки (шорох, стук, звон, свист, шелест, журчание, плеск и т.д.)
· Слухоречевая — когда теряется возможность узнавания речи. В таких случаях речь для таких пациентов представляет собой простой набор ничего не значащих звуков.
· Тональная — когда больные не могут идентифицировать эмоциональную окраску услышанного. Они не в состоянии распознать тембр голоса, тон, выражение. При этом сохраняется способность к пониманию смысла сказанного. Со стороны понимания грамматики, чтения и письма, а также их смыслового значения, никаких расстройств не наблюдается.
Простая слуховая агнозия
В норме человек в состоянии распознавать простые звуки (шорохи, стуки, скрипы, звуки льющейся воды) без обучения. Как правило, при поражении правой височной области развивается слуховая агнозия. Встречаются также случаи двустороннего поражения левой и правой височных областей. При этом симптоматика слуховой агнозии гораздо более выражена.Часто наблюдается стертая форма поражения слухового восприятия, которая проявляется в нарушении слуховой памяти, что подтверждается экспериментально, когда больной не может запомнить два и более звуковых сигнала.
|
|
Аритмия, как разновидность слуховой агнозии
При данном отклонении отмечается потеря способности к оценке ритмической структуры услышанного и его правильному воспроизведению. Так, при попытке воспроизвести на слух услышанное задание, пациенты сокращают слова, выпускают слоги («собака» — «сока»). Такие больные не могут выучить стихотворение и т.п.Также, пациенты с данным нарушением не в состоянии правильно воспроизвести заданный ритм и количество звуков, например, стуков или хлопков в ладоши, что не представляет сложности для обычного человека. Они склонны переоценивать или недооценивать их тембр и количество.
Амузия
Данное нарушение выражается в неспособности узнавать и воспроизводить ту мелодию, которую человек только что услышал, или же хорошо знакомую ему музыку. Пациенты также не могут отличить одну музыкальную композицию от другой. Пение является серьезной проблемой в таких случаях.Кроме того, больные амузией не только не могут различить или повторить мелодию, но и переживают чувство дискомфорта в момент прослушивания музыки. Так, пациенты часто отмечают появление головных болей, неприятные, болезненные ощущения и переживания.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!