Игра. Функции игры. Теории игры Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконина



Детская игра - по Дж.Миду - деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли

В Дошкольном возрасте Игра занимает ведущую деятельность.

В различное время игру определяли по разному

Спенсор основательно позитивного направления трактовал игру – как исскуственное упражнение сил. В игре находят выражение низшие способности, а в эстетическом высшие.

Вундт говорил – игра дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу.

У Шиллера же – игра наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил.

В отечественной психологии представления об игре в корне отличны от выше сказанных. Эльконин пишет: человеческая игра деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Игра возникает не спонтанно, а при помощи взрослого.

Функции игры:

Впервые ответ на этот вопрос дает теория, развитая К. Гросом, который исходил из того факта, что игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных, за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. или Развивающая

2) Педагогическая

3) Символическая - комочек тряпочка в игре становятся маленьким ребенком потому что принимают.

 

Теория Ж. Пиаже – ранний взгляд (Теория Двух Миров)

Сначала для ребенка существует только один мир аутизма и желаний затем под влиянием давления мира взрослых, мира реальности, возникает два мира – мир игры и мир реальности.

Игра – это остаток аутического мира ребенка.

 

Поздняя Концепция – Игра – это ассимиляция, функциональная, воспроизводящая.

Все виды игры – игры упражнения, символические игры, игры с правилами, это формы поведения, в которых преобладает ассимиляция.

Символическая игра есть эгоцентрическая мысль в чистом виде.

Основная функция игры – «защита Я» ребенка от вынужденных аккомодаций к реальности, а так же функция усвоения или интериоризации знаков и символов.

Заслуга Пиаже – в том что: игру связал с переходом от сенсомоторного интеллекта к мышлению в представлениях

Критика: Не доучет, все таки у Пиаже ребенок ребенок и игра, не вступает в отношение с окружающим миром со взрослыми, а выступает как бы особняком.

 

Игра по Эльконину- возникает на определенной стадии эволюции животного мира, и связана с возникновением детства. Игра является не отправлением организма, а формой поведения, т.е деятельности с вещами, причем обладающие элементами новизны.

Для животного игра – это упражнение в ориентировачной деятельности.

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра -- это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра -- это не всеобщая форма жизни всех детей, она -- образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой -- кормит ложкой -- кормит ложкой куклу -- кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) -- в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в структуре игры -- правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка -- радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте. Итак, игра -- это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

 

12. Теория морального развития Л. Колберга, ее критика и современные
исследования

Концепция морального развития Л. Колберга (от лат. mоrale – нравственный) — генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что–то). 1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из–за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей. Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени: 3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому–то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности. Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали) 5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед. 7. Жизнь человека — элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни.

 Нравственное развитие личности Л. Колберга      

Лоренс Колберг рассматривает нравственное развитие как прогрессивный процесс.

Развитие морального сознания включает 6 стадий, объединяющихся в 3 уровня:

1.Доморальный уровень, который относится к детскому возрасту.     

1 стадия – поведение ребенка мотивировано стремлением избежать наказания.

2 стадия - поведение ребенка мотивировано заслужить поощрение

2.Конвенциальная мораль (конвенция- договоренность, соглашение). Источник

моральных предписаний остается внешним.

3 стадия – люди отчетливо осознают мнения других и стремятся завоевать их

одобрение.

4 стадия – люди осознают интересы общества и правила поведения в нем.

Формируется нравственное сознание.

3. Автономная мораль, т.е. моральные принципы становятся собственным,

внутренним достоянием личности.

5 стадия – люди осмысливают различные противоречия между различными

нравственными убеждениями. Они способны делать обобщение, представлять себе,

что произойдет, если все будут поступать определенным образом.

6 стадия – у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные

последовательные нравственные принципы. Люди лишены эгоцентризма, предъявляют

к себе такие же требования, как к другим. Этой стадии достигли только два

человека – И. Христос,

И. Ганди.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомер-но ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории чело-вечества достигли какого-то особого уровня развития своей личнос-ти? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание раз-вития нравственности.

 

13. Депривация психического развития. Виды депривации и
модифицирующие факторы.

Психическая депривация — это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также приходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах и т.д.

Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация». (maternal deprivation); при отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация.

В литературе мы встречаемся и с понятием «частичная депривация», «скрытая депривация» и т.д. Понятия «частичная депривация», «скрытая депривация» употребляются в том случае, когда речь идет не о разлуке с матерью, а об обедненности отношений мать — ребенок.

В качестве синонима психической депривации используется термин «госпитализм». Госпитализм ограничивается описанием ситуации, при которой происходят лишения, в учреждениях (в большинстве случаев это больничная среда), однако больничная ситуация может сопровождаться и иными влияниями, помимо депривации (большая возможность заражения, перемена режима, недостаток сна, повышенная возможность для конфликтов при жизни в коллективе и т.д.). К тому же, при благоприятных условиях депривация в учреждениях может совсем не возникнуть.

Кроме термина «госпитализм» используются понятия «сепарация» и «изоляция», употребляющиеся как равнозначные. Сепарация, изоляция ребенка от полноценной среды человеческого общения представляет депривационную ситуацию, а не саму депривацию.

Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности.

 

Особенности депривации психического развития в младенчестве:

Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью: умственной отсталостью и шизофренией.

В первые шесть месяцев такой младенец, воспитывающийся в доме ребенка, внешне сильно отличается от своих ровесников, воспитывающихся в нормальных семьях. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо; большую часть времени бодрствования младенец проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Иногда он оживляется, например, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку, у него слабо выражено ориентировочное поведение, он мало эмоционален, пассивен.

Во втором полугодии жизни различия между детьми, воспитывающимися в семье и доме ребенка, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, безразличный ко всему окружающему младенец из дома ребенка разительно отличается от активного, радостного, любознательного ребенка из семьи

Развитие эмоциональной сферы отличается рядом специфических особенностей — у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. За скудностью экспрессий стоит бедность переживаний детей. Помимо упрощенности эмоциональной сферы у детей из дома ребенка наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий

У воспитанников дома ребенка нет субъектного личностно ориентированного общения со взрослыми, не формируется положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 5627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!