Философская онтология. Метафизика права



ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on , род. падеж ontos — сущее и логия— слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование.

Проблемы определения, понимания бытия, законов и форм его существования – фундаментальные проблемы философии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Просвещения бытие понималось как вещественность. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. В марксизме бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык». Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов и выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть. Вопрос о структуре бытия – это вопрос о внутреннем строении бытия, об уровнях бытия. Классический материализм сводит субстрат (основу) бытия к материи. Все есть самодвижущаяся материя, включая дух и сознание. Напротив, идеализм признавал и признает субстратом бытия духовную субстанцию. Последняя придает формам бытия целесообразность, единство всего сущего (все связывает со всем). Любая форма бытия, сохраняющая модусы существования, устойчивости и развития, подчиняется всеобщим законам: закон взаимодействия между материей и информацией (идеальным, духом), где взаимодействие проявляется в разных формах и разных системах бытия, в структуре всего сущего. Взаимодействие материальных и идеальных (разумных, духовных) начал вечно, оно «заложено» в глобальных механизмах возникновения, творения и развития Вселенной, органической и социальной жизни на Земле. Это взаимодействие является содержанием антропного принципа. Материально-информационное взаимодействие – фундаментальный закон, который влияет на характеристики пространства и времени, на закон причинности, на развитие всех систем бытия. Выделение и сохранение единства – существование вещи – это не только изменение, «отрицание» каких-то состояний, но прежде всего сохранение ее единства, целостности. Разрушая единство, бытие лишает себя способности «быть» в своем качестве. Без единства человеческих связей нет и самих людей. Любые формы бытия реально существуют, если они способны противостоять «распаду на части», деструкции, способны преодолеть противоречия внутри себя и с окружающей средой. Небытие вещи – это разрушение целостности и единства. Битва за небытие людей, государств и т.д. идет при осознанном нарушении этого закона – закона сохранения единства. Формы бытия:

1. Бытие природы, Вселенной. Это – объективная реальность с еесостояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы это существование, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: не живую природу и живое, органическое бытие. Равновесность, закон сохранения энергии и вещества, кругооборот веществ в природе, для органической природы – гомеостаз. 2. Бытие человека, личности. Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «homosapiens»; 2) как социально-историческое существо (как система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение сознания и деятельности). Жизнь в трех измерениях создает сложные коллизии (конфликты) духа и тела, с идеалом гармоничных взаимоотношений человеко-бытийных измерений. Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Наша человеческая жизнь – это «окно», через которое мы можем созерцать, духовно постигать Целое, смысл Мироздания. Принцип связанности со всем миром весьма важен для полноценного человеческого бытия. Человек существует в единстве с природой, обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни. 3. Бытие общества, человечества. Бытие общества – дуальная действительность. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы существования и развития. Социальная жизнь есть концентрированное выражение сущности бытия, узел всех его связей и энергий, его информационных структур. Бытие общества – «победа» информационного порядка над хаосом, управления и организации над дезорганизацией, торжество духа над материей. 3. «Вторая», очеловеченная природа. Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры – машины, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи, города, ландшафты и т. д. – все это «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека. 5. Бытие духа и сознания. Дух – это вселенское информационное поле, информационно-распорядительные структуры в «мире людей». Дух – это информационная связность со всем, это всеобщее в нас - идеи, разум, гармония, общие ценности и смыслы, выходящие за пределы индивидуальной жизни. Дух в нас (в человеке проявленный дух) – это наша сопричастность к Космическому. Дух связан с общественным и творчески-созидательным характером жизнедеятельности людей, с включенностью их в мир культуры и Вселенной. С общефилософской точки зрения дух, духовность представляют особую субстанцию и идеальный комплекс норм, ценностей и смыслов. Дух – это воля к совершенству во всех областях жизни, любовь к жизни, стандарты качества человеческой жизнедеятельности. Дух актуально проявляется в социальных отношениях и человеческой коммуникации, в труде и творчестве, в воспитании человека, в продуктах культуры и памяти народа. Дух несводим к человеческому сознанию. Сознание – это личное проявление духа, индивидуальное поле духа, духовность – это способность человека жить высокими смыслами и идеалами, святынями – ценностями; поставленными выше эгоистических потребностей, т. е. над личностью, и делающими ее причастной к конечным социальным, духовным и космическим смыслам. Духовное бытие человека – это не просто исповедование нравственности, ценности сознания, а причастность к духу, который организует практическое бессмертие Человека, общества, культурной жизни народа. Духовность человека центрирована на ценности других людей, на Вечности жизни. Душа – индивидуальное проявление духа в человеке, его человечность, совесть, способность отличать духовное (вечное) от смертного (сиюминутного). Душа притягивает человека к высшим смыслам и ценностям, отвращая от всякой человеческой скверны (лицемерия, лжи, жестокости и насилия). Душевная жизнь – это сфера нравственных помыслов и поступков человека, мир его нравственных эмоций и переживаний. Душа – духовная сущность человека.

Метафизика права

Проблема соотношения философии и философии права, с одной стороны, философии права и теории, с другой — одна из наиболее актуальных в отечественной юридической науке. Наиболее последовательной представляются позиции С. И. Максимова и А. В. Полякова (хотя они отчасти отличаются друг от друга, но во многом схожи). По мнению С. И. Максимова, предметом философии права являются «внеюридические (предельные) основания права, в большинстве случаев рассматриваемые как “идеальные первоосновы права”». «Наука, — верно подмечает украинский исследователь, — принципиально не может ''заглянуть'' за свой ''исходный пункт'', свои основоположения. В этом ограниченность любой науки». Таким образом, философия права — это «верхний» уровень юриспруденции, призванный способствовать онтологическому и гносеологическому обоснованию права. Необходимо заметить, что такое обоснование невозможно без участия всех трех уровней науки — и философского, и теоретического, и эмпирического. Эту функцию философия права (как уровень юридической науки, а не какая-то самостоятельная дисциплина), осуществляет особым способом — привлекая именно философское знание. Как именно? Прежде всего, философия права проясняет смысл наиболее фундаментальных понятий юриспруденции — права, государства, нормы права и др. Тем самым производится один из этапов формирования этих предельно общих для юридической науки понятий, дополняемых данными догмы права и практической юриспруденции. При этом используется аналогия из других областей знаний, метафоризация метонимия. Тем самым исходные онтологические допущения, входящие важнейшим компонентом в картину мира, «переводятся» в юридическую сферу — предмет юридической науки. Привлечение данных других наук, то есть проведение междисциплинарных исследований, также относится в разряд философско-правовых исследований. Благодаря привлечению данных из других наук — т. е. междисциплинарности — возникает возможность увидеть старое в новом свете1. Тем самым философия права задает научную эвристику — формулирование рабочих гипотез, задающих направление научных исследований права. К онтологическим аспектам философии права относится ко всему прочему определение роли и значения права в обществе.

Онтологическая проблематика философии права предпо-лагает также разработку вопросов взаимосвязи юридиче-ской науки и социальной практики. Эти вопросы включа-ют, во-первых, адаптацию социокультурных факторов при-менительно к юриспруденции (в том числе, формулирова-ние социального заказа для юридической науки и практи-ки) и, во-вторых, выработку критериев оценки юридиче-ской практики — т. е. разработку вопросов эффективности права, смыкающаяся с определением значения юридической реальности в обществе. Все это относится к «политике пра-ва» как элементу философии права.

К этой онтологической проблематике примыкает опреде-ление предмета юридической науки. Так как предмет науки — это гносеологическое отношение субъекта и объек-та познания, зависящее от того, как предварительно определяется объект — соответствующая реальность (в данном случае — правовая), то определение предмета данной конкретной научной дисциплины включает в себя вопросы и онтологии, и гносеологии. При этом важно иметь в виду, что это именно философско-правовая проблематика, так как определить предмет юриспруденции (как и любой другой научной дисциплины) оставаясь в рамках юридической науки невозможно1. Для этого необходимо произвести рефлексию над ней, а это в состоянии сделать только философия права, привлекая, конечно, сугубо юридические (в том числе, и практические) знания. К этой же проблеме примыкает вопрос о структурировании юридических наук и определения их предметов, хотя здесь связь с проблемати-кой науки теории права еще более наглядна; в то же время решить вопрос о структуризации правовой системы без привлечения философского знания невозможно.

К гносеологической проблематике философии права примы-кает ее мировоззренческая функция, связанная с формированием «правовой картины мира», т. е. современным социо-культурной и исторической ситуации социума правосознани-ем. Именно философия как мировоззрение обусловливает, например, предпочтение естественноправовой ориентации теоретика права, а не позитивистской или социологической.

Отмеченные проблемы — функции — философии права, обозначенные выше, чрезвычайно сложны, неоднозначны, особенно в ситуации постмодерна и нуждаются в специальных исследованиях. Таким образом, философия права — это онтологическое и гносеологическое обоснование права философскими методами (определяющее, что есть право, каково его значение в обществе, каков социальный заказ и критерии оценки юридической практики, предмет юридической науки, критерии ее научности и методы научного познания правовых явлений), представляющее собой «верхний» уровень юридической науки, обеспечивающий взаимодействие философии (рефлексии над основаниями культуры) с правоведением.

 

БИЛЕТ 31

1) Основные направления современной философии (общая характеристика)

Современна] философия представляет собой единое, но разнородное целое. Одни философы удачнее неализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую стороны философии. Более того, существуют 4 главных философских школы.

1) аналитическая философия – первостепенное значение придается анализу языка, логики, науки (США, Англия, скандинавские страны)

2) феноменология и герменевтика в Германии

3) постмодернизм в США и Франции

3 главных направления философии интернационального содержания – феноменология

герменевтика

постмодернизм

2) научно-техническая революция и ее социальные последствия

НТР – коренной качественный скачок в развитии производительных сил и всего общественного производства.

Это сложнейший соц-эконом феномен. Выступает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего противоречия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.

К НТР человечество приближали аграрная революция и промышленный переворот

НТР не ограничивается сдвигами в науке и технике, а знаменует революц преобразование всех элементов производства, перестройку хозяйственного механизма, системы управления.

Это повлекло за собой прямое взаимодействие производства с наукой с целью создани новой системы технологий, предъявление к человеку новых требований интеллекта, творческих способностей, духовных качеств (при этом освобождая от тяжелых физических операций и повторяющихся действий)

НТР повлекло за собой нужду большого количества специалистов, профессионалов своего дела, исследователей для наукоемких отраслей.

НТР ускорила глобализацию посредством совместных интернациональных проектов, благодаря НТР появилась сеть Интернет, изменившая жизнь челоечества коренным образом – социальные сети, глобальный доступ к огромным объемам информации и др.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 929; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!