Умение педагогапроектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое



Творческая фантазия и воображение - решающие моменты любого творчества.Уровень развития воображения неразрывно связан с творческой активностью личности. Своеобразие педагогического воображения выражается в том, что ему присущи черты художественного творчества. Художественность педагогического воображения заключается в способности сделать образным излагаемый материал. Оно выступает как разновидность образного педагогического мышления и помогает артистичному учителю не только мыслить образами, но и внедрять эти «образы-видения» в ткань педагогической деятельности; воспроизводить и содержательно интерпретировать те или иные эпизоды урока. Строить предположения, угадывать возможные события урока, прибегать к метафорам, сравнениям из разных областей действительности. С одной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, эмоциональностью, зримостью художественно-образного мышления. Воспитать в себе умение каждый раз по-новому смотреть на известное, стремление делать урок увлекательным можно, владея творческой фантазией.

Интуициятакже играет важную роль в педагогическом артистизме. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуаций, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчёт просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутьё с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение (В.И. Загвязинский). (-ссылки-)С.А. Гильмановрассматривает интуицию как феномен, обеспечивающий связь сознания с подсознательной сферой психики, в которой базируется богатый опыт, накопленный в течение всей жизни. "Подключение" подсознания позволяет использовать этот опыт (знания, способы деятельности, установки и т.д.). "Прорыв" подсознательного опыта в сознание представляется неожиданным "озарением", необъяснимым нахождением ответа, прямым видением решения сложной проблемы. Регулятором, "включателем" механизма интуиции являются эмоции.

Интуиция помогает педагогу находить нужные приёмы в самом процессе педагогической деятельности и ведёт к способности прогнозировать результаты деятельности. Нередко интуициярождает в человеке уверенность в правильном решении, когда никаких аргументов, доказывающих эту правильность, нет. Если во время подготовки к уроку педагог представил его мысленно и эмоционально, то, помня об этих чувствах во время урока, он уже проявляет интуицию, которая выступает в форме опережения. Последнее заключается в том, что учитель предвосхищает будущее настроение (своё и класса); предвосхищение происходит за счёт того, что он удерживает всю целостную линию настроений, весь эмоциональный образ класса и урока (Ж. В. Ваганова).(ссылка?-)

С.А. Гильманов отмечает, что особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач: неосознанное "вчувствование" в состояние учеников и обусловленная этим коррекция поведения учителя; нахождение верных средств воздействия на учащихся. В коммуникативной деятельности интуитивное решение само может не осознаваться и быть выраженным в невербальных формах (жест, мимика, взгляд) и других способах воздействия на личность.Механизм интуиции проявляется в деятельности артистичных учителей, творчески устремлённых на решение главных педагогических задач. Ш.А. Амонашвили так описывает случай, когда он неожиданно для себя решил изменить ход уже спланированного урока: "Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания".(-ссылки?)

Высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, внутренний багаж педагога. Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличие от актёра, «играет самого себя». Наличие актёрского таланта - очень важное условие, но он только тогда может помочь педагогу раскрыть всё богатство своих проявлений, когда сочетается со способностью глубоко мыслить и чувствовать, постоянной работой над собой, самосовершенствованием. Педагогика требует умения постоянно трудиться, а растапливать "печку творчества", как пишет М.О. Кнебель, приходится самим собой, и только в ежечасном "самосгорании" обретаются новые силы. В.И. Немирович-Данченко говорил, что современный художник должен быть «социально воспитанным» человеком. Этим термином он называл человека, у которого наряду с навыками общения с людьми, этическими требованиями к себе и людям, реальными нормами поведения наличествует комплекс социальных обязательств и стимулов. Бедности души не скрыть за знанием «рецептов» театрального или педагогического дела.(-ссылки?-)

М.О. Кнебель пишет по этому поводу: «...Понятие самоусовершенствования мы сдали в архив... В то время как стоит оглянутьсяна судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерством, над глубиной познания мира».Для артистизма необходимы социокультурные основания - то, что человеком приобретено в течение жизни и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идёт, прежде всего,о личностных смыслах и ценностях человека. М.Н. Ермолова в связи с этим писала: «Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека».(-ссылка?)

Ещё одним условием педагогического артистизма являетсячувство юмора- сложное психофизиологическое образование, тесно связанное со сферой эмоций, субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Умение шутить в эмоциогенной обстановке является убедительным выражением педагогического артистизма. Артистичный педагог использует юмор с большим тактом и осторожностью, способствуя развитию личности ребёнка.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ -Если учитель искреннеустремлён к высоким целям своего труда, если в его душе живёт желание помочь детям стать лучше, то всё - и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой - ложится в основу определённого качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом. Артистизм становится педагогическим только при наличии у учителя педагогического мышления, в котором сконцентрированы этические установки, знания педагога, его профессионально-личностные качества. Артистические способности включаются в сферу педагогической деятельности при наличии педагогической направленности, обусловленной интересом и любовью к детям, осознанием значимости педагогической деятельности и развитых педагогических способностей.

Эффективность работы по развитию педагогического артистизма в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личностной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлечённость, интерес, эмоциональную напряжённость и т. д. Важно разностороннее художественное образование учителя, включающее в себя формирование эстетических вкусов и идеалов, развитие способности восприятия и понимания прекрасного в жизни и искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств. Приобщение к эстетическим ценностям подразумевает формирование эстетических знаний, овладение культурным наследием прошлого, становление стремления быть прекрасным во всём. Главная цель при этом - пробить броню эмоциональной бесчувственности, "глухоты", "толстокожести", как говорил В. Сухомлинский, развивать чуткость, тонкость души, поддерживать духовность, воспитывать культуру потребностей, запросов, желаний.

Основная трудность при развитии педагогического артистизма заключается в том, что он неразрывно связан с конкретной личностью педагога, вне личностного контекста его проявления могут утратить своё очарование и значимость. Есть учителя, основной "конёк" которых - совершенное владение речью, есть мастера импровизации и т. д. Попытки других скопировать, механически повторить то, что и как делают они, могут закончиться провалом, не сработать, не заиграть теми же красками. Поэтому при обучении учителей основам педагогического артистизма следует развивать не отдельные приёмы и навыки, а использовать комплексный подход.

Таким образом, системный подход к развитию педагогического артистизма, заключающийся в обеспечении на различных уровнях условий для этого (в том числе создание общего настроя на эстетически направленную деятельность, воспитание органической потребности к творчеству; развитие эстетического вкуса педагога, его сенсорной организации, образно-ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости; овладение элементами актёрской техники, а главное - воспитание стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию), создаёт предпосылки для успешного решения столь непростой задачи.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!