Умение красиво решать педагогические задачи



Специфика педагогического перевоплощения как способности принять новый образ, диктуемый ролевой позицией педагога и необходимый для решения педагогической задачи, состоит в том, что педагог не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остаётся самим собой. Именно личностные качества, духовное богатство — основная сила его труда. Как отмечает Т. Н. Полякова,(-ссылка?)«понятие «артистизм» в применении к профессии педагога, как и к любой другой в сфере «человек-человек», обозначает не художественный талант, а способность человека к «переселению» в другие жизни, вмещению в себя жизни и судеб других людей, многообразия мира, умение слушать и слышатьритмы времени».

 

По мнению Е. А. Ямбурга,(-ссылка?)в перевоплощении педагогу помогаютследующие качества:

 

понимание специфики решения педагогических задач в каждойданной роли;

выделение ведущего стиля общения в каждой данной социальной функции;

умение, мобилизуя свой опыт и эмоциональную память, настроить себя на нужный стиль взаимоотношений в зависимости оситуации;

умение не допустить путаницы ролей, осознавая их диалектическую связь — относительную изолированность и взаимопроникновение.

 

Выразительные способности педагога — это его экспрессивность,яркое проявление чувств, настроений, состояний. Классификация выразительных движений, предложенная С. Л. Рубинштейном, (-ссылка?)включает в себя: мимику, или экспрессию лица (выразительные движениялица), пантомимику (выразительные движения всего тела — позы,походки, жестов) и «вокальную мимику» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса — просодика). Всёэто в совокупности образует экспрессивный репертуар личности, который в той или инойстепени осознаётся индивидом. Таким образом, становится очевидным, что экспрессия включена в психологическую структуру личности и проявляется при взаимодействии с другими людьми. В психологии говорят об эмоциональной экспрессивности педагога, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, мимике, речи, позволяет передавать не только особенности характера педагога, но и

его образ мыслей, отношение к различным социальным ценностям, кучащимся и другим людям и, конечно, владеющие им переживания.

 

В арсенале артистичных педагогов великое множество способовневербального управления. Это может быть звук колокольчика каксигнал завершения времени, отведённого для выполнения задания,хлопок для команд «Внимание!», «Сдать контрольные работы!».Взглядом можно приободрить засомневавшегося ученика («Не бойся, всё получится!»), притормозить ненужную активность на уроке(«Я вижу, что ты списываешь!»). Руками можно подать сигналы:«Подойди ко мне», «Приступаем к работе!», «Ты можешь выйти»,«Не надо этого делать», «Какой ты молодец!» и множество других.С помощью рук можно имитировать действие, о котором идёт речь,показать размеры. Поднятая вверх рука — просьба о концентрациивнимания. Палец, приложенный к губам — просьба о тишине в аудитории. Ладонь, поднесённая к уху — просьба говорить громче.Жесты могутстимулировать активность ученика. Не обязательновсегда хвалить словами. Можно одобрительно кивать, с восхищением смотреть, мимически сопровождать ответ. Укоризненное качаниеголовой, скрещенные на груди руки, грустный взгляд красноречивееслов расскажут ученику об отношении педагога к его ответу.

Вместо фраз с отрицанием «НЕ» (не разговаривайте, не открывайте книги, не шумите и т. д.), которые так свойственны педагогами на которые в силу их частого звучания ученики не обращают внимания, можно поменять мизансцену, вздохнуть, изменить голос.

 

Употребить предложение в утвердительной модальности «Оченьмного разговоров в классе… Важно, чтобы Вы слушали … спокойнее… Тишина!.. Давайте сделаем это ещё лучше и потише».

 

Способность играть роль, имитировать — необходимое умениедля оптимального выражения своей мысли и для способности понятьдругого(и без первого, и без второго нет учителя). Отождествления себя сдругим, которое начинается с актёрской игры, даёт возможность иначе посмотреть на мир, понять до этого непонятое, прочувствовать то, что чувствует он. Такой способ лучшего постижения другого часто используют актёры, писатели, поэты, создавая своипроизведения. Недаром Флобер говорил: «Госпожа Бовари — это я».(-ссылки?-)

По Ф. Шиллеру, «человек играет только тогда, когда он в полномзначении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Учитель, который хочет казаться добрым, умным, талантливым, имеет риск начать выглядеть совершенно противоположно, потому что постоянно будет оценивать, как он выглядит со стороны. Тут поневоле собьёшься с ритма. Недаром слова казаться и оказаться в русском языке являются антонимами. Единственныйвыход из этой ситуации — не казаться, а быть. Быть самим собой втой роли, которая для данной ситуации наиболее приемлема.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ -Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способностьяркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодняреальное право быть включённым в профессиограмму современногопедагога.Образ педагога, с одной стороны, является воплощением социально одобряемого поведения, общего для всех, а с другой стороныдолжен быть неповторимым, своеобразным, ярким. Чем более педагог открыт, выразителен и свободен в своих проявлениях, тем болееинтересен и оригинален его образ.

То, что учитель иногда «играет», «притворяется», не означаетпритворства и лицемерия. Дети должны отчётливо увидеть чувства,мысли, отношения педагога, а через них — идеи, которые хочет донести педагог до воспитанников. Именно образ педагога делает чувства и мысли «видимыми», отсюда вытекает важность постояннойработы педагога над своим образом, непрерывного совершенствования педагогической техники (пластики, речи, мимики).Поэтому современный педагог должен быть способен одновременно на разных языках (слово, жест, мимика, поза, тембр, интонация,тональность, сила и высота звучания голоса, композиция общения,особенности педагогической драматургии, педагогическое мизансценирование и др.) представлять различные фрагменты содержания образования и в связи с ними происходящее в душе. Владение этимиязыками, воплощение их в образовательной практике действительносродни искусству, восходит к творческой индивидуальности педагога,и это вовсе не исключает владения им педагогической техникой.

Чтобы не потерять живую связь со своими учениками, педагогуважно оставаться чутко чувствующим аудиторию и не быть посредственным актёром в маске «хорошего учителя», рассматривая уроккак сценическую площадку для своего самоутверждения.«Сделать» поведение выразительным способны настроенностьпедагога на деятельность, стремление честно служить своему делу,направленность на всестороннюю помощь воспитанникам в процессеих образования.

Справиться с желанием непременно продемонстрировать своидостоинства, показать свой «блестящий» урок, насладиться восхищением зрителей, вырасти в их глазах, покорить их могут помочь педагогическая рефлексия, чувство меры, понимание того, что граница между красивым спектаклем и «мыльной оперой» очень зыбкая.Если педагог «переигрывает» или играет для себя, то и результат онполучит «для себя», а не для развития учеников.

 

Готовность современного педагога к тому, чтобы выйти на высокий уровень мастерства, должна сочетать в себе мировоззренческую, содержательную и технологическую стороны готовности, в совокупности позволяющие педагогу отвечать на вопросыво имя чего и какон действует, что закладывает в содержание деятельности. Фундамент этой готовности составляют не только владение знаниями, но вцелом особенности педагогического сознания, педагогического мышления, культура педагога, его духовность, принятие гуманистических идей, осознание своей великой «миссии» (Ш. А. Амонашвили)по отношению к окружающему миру и людям.(-ссылка?)

 

 

Заключение

Если учитель искренне устремлён к высоким целям своего труда, если в его душе живёт желание помочь детям стать лучше, то всё - и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой - ложится в основу определённого качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом. Артистизм становится педагогическим только при наличии у учителя педагогического мышления, в котором сконцентрированы этические установки, знания педагога, его профессионально-личностные качества. Артистические способности включаются в сферу педагогической деятельности при наличии педагогической направленности, обусловленной интересом и любовью к детям, осознанием значимости педагогической деятельности и развитых педагогических способностей.

Эффективность работы по развитию педагогического артистизма в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личностной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлечённость, интерес, эмоциональную напряжённость и т. д. Важно разностороннее художественное образование учителя, включающее в себя формирование эстетических вкусов и идеалов, развитие способности восприятия и понимания прекрасного в жизни и искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств. Приобщение к эстетическим ценностям подразумевает формирование эстетических знаний, овладение культурным наследием прошлого, становление стремления быть прекрасным во всём. Главная цель при этом - пробить броню эмоциональной бесчувственности, "глухоты", "толстокожести", как говорил В. Сухомлинский, развивать чуткость, тонкость души, поддерживать духовность, воспитывать культуру потребностей, запросов, желаний.

Основная трудность при развитии педагогического артистизма заключается в том, что он неразрывно связан с конкретной личностью педагога, вне личностного контекста его проявления могут утратить своё очарование и значимость. Есть учителя, основной "конёк" которых - совершенное владение речью, есть мастера импровизации и т. д. Попытки других скопировать, механически повторить то, что и как делают они, могут закончиться провалом, не сработать, не заиграть теми же красками. Поэтому при обучении учителей основам педагогического артистизма следует развивать не отдельные приёмы и навыки, а использовать комплексный подход.

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включённым в профессиограмму современного педагога. Образ педагога, с одной стороны, является воплощением социально одобряемого поведения, общего для всех, а с другой стороны должен быть неповторимым, своеобразным, ярким. Чем более педагог открыт, выразителен и свободен в своих проявлениях, тем более интересен и оригинален его образ.

То, что учитель иногда «играет», «притворяется», не означает притворства и лицемерия. Дети должны отчётливо увидеть чувства, мысли, отношения педагога, а через них — идеи, которые хочет донести педагог до воспитанников. Именно образ педагога делает чувства и мысли «видимыми», отсюда вытекает важность постоянной работы педагога над своим образом, непрерывного совершенствования педагогической техники (пластики, речи, мимики). Поэтому современный педагог должен быть способен одновременно на разных языках (слово, жест, мимика, поза, тембр, интонация, тональность, сила и высота звучания голоса, композиция общения, особенности педагогической драматургии, педагогическое мизансценирование и др.) представлять различные фрагменты содержания образования и в связи с ними происходящее в душе. Владение этими языками, воплощение их в образовательной практике действительно сродни искусству, восходит к творческой индивидуальности педагога, и это вовсе не исключает владения им педагогической техникой.

Чтобы не потерять живую связь со своими учениками, педагогу важно оставаться чутко чувствующим аудиторию и не быть посредственным актёром в маске «хорошего учителя», рассматривая урок как сценическую площадку для своего самоутверждения. «Сделать» поведение выразительным способны настроенность педагога на деятельность, стремление честно служить своему делу, направленность на всестороннюю помощь воспитанникам в процессе их образования.

 

Педагогическому артистизму как компоненту педагогического искусства нельзя научиться, прочитав или запомнив положения книгили лекций. Важно понять и принять идеи, включиться в работу повыявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой, выразительностью речи идвижений, открытостью, убедительностью. Это оченьсложная работа, если ею заниматься серьёзно, но результат того стоит.Владение этим искусством приводит учителя к способности притяжения ученика, его потребности в учителе, доверию к нему и открывает путь к добровольности принятия учеником его целей и ценностей, приобщения к ним и вырабатывания на этой основе своих.

Списокиспользуемойлитературы

1. Задорина О.С. Педагогическая режиссура (с тренингомпубличного выступления): учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 164 с.

2. Задорина О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010 245 с.

3. Чернявская А. П. Элементы режиссёрского мастерства в педагогической деятельности /Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001 С. 40-42.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!