Богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать



АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

                                            на тему:

«Подлинный педагогический артистизм - богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать, красиво решать педагогические задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое»

(экзаменационный билет №36)

 

выполнила студентка 4 курса группы 544-н

очной формы обучения

Николаева К.А.

 

 

Работа оценена – «ОТЛИЧНО+» («ё»!)

 

Москва

2017 г.

Введение

Требования, предъявляемые к учителю на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только выявлять наличие актёрских способностей, но и формировать педагогический артистизм, создавая для учителя такую среду, в которой бы он мог с учётом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.

Подлинный педагогический артистизм

Педагог как артист. Когда хотят подчеркнуть высокую степеньпрофессионального мастерства педагога, говорят: «Он настоящий артист!» Как правило, в этой фразе звучит оценка не только знаний инавыков личности.

Педагогический артистизм — целостная характеристика деятельности и личности педагога, отражающая его стремлениек нестандартным решениям через образные ассоциации, способность к органическому сопряжению глубинных оттенков мысли,переживаний с внешними движениями, со всей структурой деятельности. Это не представленность какого-то образа, не внешняя безукоризненная техника, но прежде всего внутреннее содержание общей и эмоциональной культуры учителя, которая складывается извосприимчивости, психологической зоркости, ясности речи и проявляется в деятельности, творчестве, при этом с лёгкостью, изяществом,скрытостью усилий по совершенствованию обучающегося.

Подлинный педагогический артистизм — это богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать, красиворешать педагогические задачи, проектировать будущее, представляяего в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Это деятельность педагога, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работепедагога, когда деятельность поднимается на желанную духовнуювысоту.

Однако мы не имеем в виду организацию сложных драматических постановок в образовательном процессе.Пример:«Вот задачка, с которой я сам с трудом разобрался!»,— с хитринкой в глазах обращается педагог к классу, — даже не знаю,справитесь ли вы... (Через 10 минут). «Что, уже решили? Как решили? Что же вы наделали? Вы же губите мой золотой фонд нерешённых задач!». Дети улыбаются. Даже если это урок в начальной школе, наверняка многие из них понимают, что учитель играет. Но если это сделано по-доброму, искренне, они с благодарностью принимают эту хитрость педагога и его актёрскую игру.

Педагогический артистизм теснейшим образом связан с педагогической режиссурой. Только говоря об артистизме педагога, большее внимание обращают на умение учителя управлять собой, а говоря о педагогической режиссуре — на умение взаимодействовать с личностью и коллективом. Хотя деление это условное. Педагог, организующий на своём уроке радостную жизнь детей (а не просто ихучение, разные виды деятельности), не может не пользоваться различными средствами выразительности, игровой позицией.

Можно присоединиться кРассмотрим субъективное мнениеВ. В. Иванихина, который считает необходимым дифференцировать понятия актёра и артиста, говоря о педагогике. Он толкует понятие «актёр» связывается со значениями «лишённый естественности, деланный; тот, кто старается показать себяне таким, каков он есть; занимается притворством и рисованием».«Артист» же - означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий. В этом отношении педагог может быть именно артистом, (и, что, несомненно, верно!)то естьхудожником, для которого труд — удовольствие, который обладаетвысоким мастерством в своей работе, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит возможность общаться и учитьобщению.(В толковании понятий «актёр» и «артист» специалисты сценического искусства отличий не выделяют, эти понятия синонимичны, идентичны, тождественны.)

Даже наличие некоторых составляющих артистизма (владениеголосом, мимикой и т. д.) не делает педагога истинно артистичным.У артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного содержания, нравственных убеждений, носителями которых являетсяпедагог.Если речь идёт об истинном артистизме педагога, то в игре естьэлемент мастерства, педагогической устремлённости и психологической гибкости воспитателя. А актёрствование в дурном смысле ученики легко разгадывают и теряют уважение к его обладателю. Педагогический лжеартистизм (от фр. artistisme< лат.аrs (artis)ремесло, искусство, мастерство) — это качество личности и деятельности педагога, которое определяется желанием произвестивпечатление, выделиться среди других и проявляется в виде избыточной эмоциональности, пафосности, граничащей иногда даже сфарсом, экстравагантности, манерности, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя доброго и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью надучениками, играет непогрешимость своего «я».

 

Богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

 

Педагогический артистизм–  это деятельность педагога, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту.

Факторы внутренних условий, успешности развития педагогического артистизма

Факторы внутренних условий, успешности                                                развития педагогического артистизма(определённые особенности психофизиологической сущности личности): особенности типа высшей нервной деятельности, темперамент, индивидуальные черты характера; своеобразие процессов возбуждения и торможения, способность к саморегуляции; такие показатели познавательных, эмоциональных и волевых качеств как внимание, наблюдательность, воображение, интуиция; специфика сенсорной организации и др.

Благоприятными факторами для развития педагогического артистизма являются сильная нервная система, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Такой педагог может легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время живо реагировать на отношение учеников, быстро перестраивая в нужных случаях содержание и форму урока. Способность к саморегуляции, гибкость нервной системы позволяют учителю изменять отдельные проявления своей личности, самообновляться. А.П. Ленский писал: «Абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает человека крайне непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании даёт хорошего актёра, и только крайняя чувствительность при полном самообладании - великого исполнителя».

От чуткости педагога к различным раздражителям во многом зависит восприятие действительности. Развитое воображение обеспечивает переработку и комбинацию различных впечатлений. Исследования показывают, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя с богатым внутренним миром, интенсивными эмоциональными реакциями, экспрессивностью поведения, экстраверсией, умеющие хорошо идентифицировать себя и мир с образным представлением.

Педагогический артистизм основывается на гармонии мышления и чувства. Надо ли доказывать, что "сухие", сугубо "информационные" уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными? Чувственный мир ребёнка - своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности; убеждения личности вне чувств не существуют, и они тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями. Поэтому так велика роль умения учителя выражать свои чувства, делать их понятными и притягательными для детей; вызывать сочувствие, сопереживание, заражая ребят своими реакциями. Педагогов надо учить этому, ведь взрослые рациональнее и сдержаннее ребёнка, часто они стесняются выражать свои эмоции, стыдятся глубокой взволнованности. И напрасно.

Проводником чувства, по К.С. Станиславскому, является внимание. Любое искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир; управляемое внимание позволяет сосредоточить силы ума и души. В.А. Кан-Калик отмечает, что умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу едва ли не в большей степени, чем актёру. Внимательный человек больше других получает и больше отдаёт; его внутренний мир содержателен, манит окружающих людей.Педагогический артистизм основан на умении не только концентрировать внимание на объектах, но распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).

С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности - интереса ко всем проявлениям действительности, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, диалектическийвзгляд на жизнь. Педагогическая наблюдательность - это, прежде всего способность проникать в тайники детской души.


К внутренним ресурсам, необходимым для профессиональной работы педагога можно отнести следующее.

Социальная чувствительность. Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей. Она заключается в умении заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог должен уметь построить своё взаимодействие с учеником.

Социальная чувствительность включает в себя:

чувствительность в наблюдении - способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

теоретическую чувствительность - умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

номотетическую чувствительность - способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той семьи, к которой он принадлежит;

идиографическую чувствительность - способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

Способность управлять собой.В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Развитые навыки воздействия на других людей - ещё одна особенность личности хорошего педагога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

В качестве наиболее общих характеристик профессии педагога, который должен работать с людьми, отличающимися от него по национальности, политическим и религиозным убеждениям, культурному и образовательному уровню, можно выделить: необходимость понимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от своего, не теряя при этом своей индивидуальности; способность нести личную ответственность за возможность для вариативного поведения, владеть юридическими нормами регуляции ответственности, умение адекватно реагировать на широкий спектр жизненных ситуаций и проблем, способность к высокой культурной продуктивности; способность к эмпатии и позитивное отношение к другим людям, искренность, доброжелательность, коммуникабельность, независимость, креативность, гибкость, социальный интеллект, позитивную «Я-концепцию», рефлексивность.

Личностные черты, желательные для педагога:концентрация на учениках, желание и способность им помогать; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпение; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; способность предъявлять подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности учеников к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределённости, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе; адекватная самооценка, осознавание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.

Кроме перечисленного, педагогу для профессионализманеобходимо умение активно слушать, умение понятно говорить, предвидетьпониматьпоследствия своего влияния; заинтересованность в общении, тактичность, внимательность, доброжелательность, проявлениеделикатности в высказываниях по вопросу не даватьнравственных оценок;увлечённостьсвоей профессией, владение теориейпедагогики,интеллектуальность:стрессоустойчивость, внимание к деталям и позитивный настрой,самоуважение,стремление к самообразованию, личная ответственность.

В заключении можно сказать, чтоЧеловеку, выбравшему такую профессию как педагог, необходимо постоянно совершенствовать свой внутренний мир и растить уровень профессионализма. - (А другим не надо????)


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1058; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!