Брутализм и необрутализм в архитектуре кап. стран



 

Брутализм (необрутализм) (от англ. brutal — грубый), направление в архитектуре с 1950-х гг., стремящееся к максимальному выявлению архитектоники построек с помощью грубой ощутимости, подчеркнутой весомости архитектурных форм; использует естественную фактуру материалов, обнаженные конструкции и системы инженерного оборудования зданий (архитекторы А. и П. Смитсон в Великобритании, П. Рудольф в США).

 

В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. 'brutal' – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс. Следуя за функционализмом, брутализм отказывается от каких-либо декоративных приёмов, скрывающих естественную и не очень привлекательную для традиционного взгляда фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича. То есть как раз именно в них брутализм и находит декоративность, обнажая их перед взором наблюдателя. Можно много спорить о пользе и вреде брутализма, можно принимать или не принимать его, но у него не отнимешь того, что он был разработан и поддерживается подлинными художниками. Художник – это человек, который задается вопросом не "Что это?", а "Чем это может стать?" В самом деле, почему железобетон, кирпич или конструктивный металл не могут стать декорациями?

 

Бруталисты стремятся создать архитектуру, эстетические свойства которой определяют грубые, подчёркнуто тяжёлые формы, обнажённые конструкции и системы инженерного оборудования зданий (школа в Ханстентоне, 1949-54, и здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне, 1964, - архитекторы А. и П. Смитсон; институт Марчолонджи в Милане, 1959, архитектор В. Вигано; поселок Халлен, близ Берна, 1961).

 

Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Принц Чарльз, в частности, отвергал бруталистские здания как «бесформенные кучи цемента». Со временем брутализм стал восприниматься как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность, клаустрофобичность и т. д.), и его востребованность сошла на нет. Попытки возродить брутализм в современных условиях именуются необрутализмом.

Поиски Национального своеобразия в архитектуре.

Поиски Национального своеобразия в архитектуре.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Архитектура получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники.

Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции "модерна" доведены до крайности в произведениях А. Гауди.

В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре; О. Вагнер), делались и попытки прямого возрождения классики.

После 1917 развитие архитектуры капиталистического общества становится всё более противоречивым. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания.

В 1930-х гг. функционализм насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм противостояла и органическая архитектура (Ф. Л. Райт), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание.

В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование в архитектуре Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла взглядам Мис ван дер Роэ, который выдвинул универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!