Творчество архитектора Вальтера Гропиуса



Вальтер Гропиус. Архитектор.

Вальтер Гропиус - выдающийся немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры, основоположник функционализма, основатель и директор (1919-1928) Баухауза, создатель новых архитектурных форм, учитывающих функциональное назначение зданий и сооружений.

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине (Германия). С 1903 по 1907 год он изучал архитектуру в Берлине и Мюнхене. Затем в течение длительного времени путешествовал по Испании, Англии, Австриии, Италии, Франции, Дании. Между поездками работал в мастерской у Питера Беренса, в содружестве с А.Мейером построил свой первый завод по производству металлических изделий для обувной промышленности "Фагусверк". В 1911 году вступил в немецкий Веркбунд и Берлинский союз архитекторов, а в 1912 - в Германский союз архитекторов. Вместе с А.Мейером построил павильон Немецкого Веркбунда на всемирной выставке в Бельгии (1913, золотая медаль выставки), разработал проект Объединенных мастерских по изобразительному и прикладному искусству в Берлине (1913), проектировал заводы и жилые здания в Виттенберге, Франкфурт-на-Майне, Вене, Берлине и гругих городах Европы,построил административно-фабричный корпус и зал для машин в качестве экспонатов выставки Немецкого Веркбунда в Кельне (1914).

Возглавив в 1918 году Саксонско-Веймарскую школу прикладного искусства и Школу изящных искусств в Веймаре, Гропиус в 1919 году преобразовал ее в Государственный Баухауз. Вместе с А.Мейером он создал ряд конкурсных проектов, в том числе проекты обувной фабрики в Эрфурте (1921, 2-я премия) и здания редакции "Чикаго трибюн" (1924). Архитекторы вместе строят новые корпуса завода "Фагусверк" и магазины в Альфельде-на-Лейне (1925) и создают знаменитый проект здания Баухауза в Дессау, который Гропиус в 1925-1926 годах построил вместе с учениками.

В 1928 Вальтер Гропиус покинул Баухауз, совершил поездку в США и занялся частной архитектурной практикой, проектируя рядовую застройку жилых домов для пригорода Берлина и других городов Германии. В 1930 году архитектор принимал участие в конкурсе проектов зданий театра в Харькове и Дворца Советов в Москве.

В 1937 года Вальтер Гропиус эмигрировал в США. Там он стал профессором архитектуры (1937) и руководителем архитектурного отделения (1938) в Высшей школе проектирования при Гарвардском университете, вице-президентом Американского института архитекторов (1938) и вице-президентом Дженерал панель корпорейшн в Ньй-Йорке (1942). В конце 1930-х годов в сотрудничестве с Марселем Брёйером, коллегой по Баухаузу и Гарварду, построил собственный дом в Линкольне (Массачусетс). В 1946 году Вальтер Гропиус основал Ассоциацию архитекторов (ТАС) в Кембрижде, а спустя 13 лет - филиалы ее архитектурных бюро в Нью-Йорке и Риме.

Поле деятельности Гропиуса было весьма обширным. Он создавал модели стандартных домов-серий, проектировал мебель и светильники, оформлял железнодорожные вагоны и автомобили, разрабатывал применение неметаллических материалов в строительстве, организовывал обучение архитектуре в Германии и США, строил промышленные, жилые, культурные и общественные здания в Германии, Англии, США, Греции и Иране и в течение всей жизни пропагандировал современную архтитектуру.

С 1929 по 1957 годы Гропиус был вице-президентом Международного конгресса современной архитектуры (CIAM). В 1959 году он был награжден золотой медалью Американского института архитекторов.

5 июля 1969 года Вальтер Гропиус умер в Бостоне (США) в возрасте 76 лет.

Экспрессионизм и неоэкспрессионизм в архитектуре 60-х годов.

Экспрессионизм в архитектуре

 

Культура - Мнение
Вместо фантазии поставьте реальность, сознание, рассудок... нереальное чувство, воображение... Никакой сухой практичности, никакой боязни пространства... Фантазию, в которой присутствуют пространство, свет и цвет. Эрик Мендельсон При упоминании названия стиля экспрессионизм, мало кому сразу представится именно архитектура и еще меньшее количество людей назовет конкретные постройки, относящиеся к экспрессионизму в архитектуре. Будучи малораспространенным именно в архитектуре стилем, он протекает параллельно с такими более известными и ярко выраженными стилями как модерн, конструктивизм и функционализм. Зарождаясь как самостоятельный стиль, экспрессионизм в архитектуре вначале представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее). Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. Используя, подобно функционалистам, современные конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), архитекторы- экспрессионисты отрицают композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных и монохромных решений модернистов, экспрессионисты используют контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания. Вводят в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяют полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры. Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры, то есть подчеркнутая пластика формы.
Естественная специфика архитектуры ХХ века формировалась на определенной исторической базе, но главными в этом процессе стали функциональные, композиционные и технические достижения и открытия зодчества последней трети XIX-го и начала 1900-х гг. ХХ века. Развитие научно-технического прогресса на рубеже этих веков привело к образованию неизбежных процессов: индустриализации товарного производства, интенсивной урбанизации, резкому увеличению численности городского населения. Создаются новые строительные материалы, которые наделяются технологически-новыми свойствами. Это позволяет зодчему воплощать самые смелые идеи, формирующиеся на специфике освоения новых материалов, а также нестандартные формы, порой взаимосвязанные с природными чертами окружающего мира.
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (ErichMendelsohn)
   

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма становится Германия, её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг. А символом экспрессионизма в архитектуре стало здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, спроектированное Эриком Мендельсоном, более известное под названием «Башня Эйнштейна». Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры. Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций. «Функция плюс динамика — вот лозунг», — писал Мендельсон. Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, Мендельсон раньше других своих современников — представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала, собственно, поэтому и является ярким представителем архитекторов-экспрессионистов. Также стоит отметить, что Мэндельсон спроектировал текстильную фабрику «Красное Знамя» в Ленинграде, но по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, а остальной комплекс достраивался уже, будучи

Текстильная фабрика «Красное Знамя», 1926.
 
Текстильная фабрика «Красное Знамя», 1926.

измененным советскими конструкторами. Вообще его проекты, относящиеся к производству, имели общую черту, которая выражалась в специальной доминантной выразительности. Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.


К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма. И снова экспрессионизм будет спорить с более распространенными архитектурными стилями, но уже на совершенно другом уровне с большим преимуществом и в новом качестве.

 
Универмаг Шоккена в Штутгарте — Schocken department store, Stuttgart(1926—1928). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
 
Универмаг Шоккена, Хемниц —Schocken department store, Chemnitz (1927—1930). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
 
Дом Коэна, Челси, Лондон — Cohen house, Chelsea, London (1934—1936). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
 
Здание Второго Гётеанума. Дорнах. Швейцария.
 
Здание Второго Гётеанума. Дорнах. Швейцария.

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ


Экспрессионизм - в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/.
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами - Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Энштейна". Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего /Ле Корбюзье, Г. Шарун/, так и среднего /Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон/ поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Характерные черты — возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам.
Часто среди приемов используют уменьшение ширины здания или только его опор к основанию - приём, неизбежно обеспечивающий экспрессионистический эффект.
Во второй половине ХХ в. эта идея реализуется в виде "опрокинутой" пирамиды - пирамиды, установленной на свою вершину. Первым таким реализованным проектом стало здание художественного музея в Каракасе /арх. О. Нимейер/, выполненное в виде опрокинутой пирамиды, установленной на краю крутого обрыва, что усугубило экспрессионизм композиции и позволило автору назвать свою работу "памятником для будущих поколений" /1956 г./.
Неоэкспрессионизм, опираясь во многом на достижения функционализма, внёс в него индивидуализирующее и эмоциональное начало. При этом достижению эстетического эффекта в архитектуре неоэкспрессионизма в значительной степени способствовало умелое использование выразительных особенностей новой техники.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!