Модулор Ле Корбюзье и его практическое применение



Модулор – это измерительная шкала (система гармонических величин), созданная Ле Корбюзье в 1942-1948 годах, как инструмент пропорционального построения архитектурных форм.

Сам архитектор говорил о ней: "Создание системы модулер, призванной нормализовать и индустриализовать строительство не только во Франции, но и на всех континентах, поскольку в наше время промышленная продукция путешествует по миру. «Модулер» примеряет футы – дюймы с метрами; он позволяет переводитьо фут-дюйм в десятичные меры и опрокидывает преграду, которая разделяет людей, пользующихся этими двумя различными системами мер. Это система, имеющая целью ввести в архитектуру и механику размеры и габариты, согласованные с человеческими масштабами, увязать с бесконечным разнообразием чисел те основные жизненные ценности, которые завоевывает человек, осваивая пространство."

Основу шкалы модулора составляют пропорции человеческого тела и математические вычисления. Они являются исходными размерами для строительства, позволяя размещать архитектурные элементы соразмерно человеческой фигуре. С одной стороны, по человеку с поднятой рукой определяются точки занятого пространства: нога - солнечное сплетение, солнечное сплетение - голова, голова - кончик пальцев поднятой руки - три интервала (триада), обуславливающие серию золотого сечения, называемую рядом Фибоначчи. С другой стороны, создается простой квадрат, его удвоение и два золотых сечения.

Объекты строительства представляют собой весьма различные вместилища человека или продолжение его жестов (например, машина, мебель, книга). Модулор помогает выбрать наиболее оптимальные размеры объекта и его составляющих, соответствующие росту и пропорциям человека. Модулор построен на базе самого высокого человека ростом 6 футов (182,88 см), так как объекты нового строительства, измеряемые с помощью модулора, предназначены для людей различного роста.

Компоненты модулора включают: линейку длиной 226 см (89 дюймов), измерительную таблицу с двумя сериями (красной и голубой) для расчета строений высотой до 400 м и руководство по его применению.

Описание модулора: 1)Шкала из трех интервалов: 113, 70, 43 (см), которые согласуются с φ (золотое сечение) и рядом Фибоначчи: 43+70=113, или 113-70=43. В сумме они дают 113+70=183; 113+70+43=226. Благодаря равенству большего элемента триады сумме двух других – и в этом ее смысл – она восстанавливает дуализм (двойственность значения) и симметричное деление, которому она противоречила. 2) Три точки фигуры человека [113 – солнечное сплетение, 183 – вершина головы (отношение φ, 113), 226 – конец пальцев поднятой руки] плюс четвертая точка - точка опоры опущенной руки равная 86 см (отношение 140-86) определяют занимаемое им пространство.

Модулор образует двойную серию чисел – красную и голубую. Элементы триады – солнечное сплетение, голова, конец пальцев поднятой руки. Элементы дуализма – солнечное сплетение, конец пальцев поднятой руки, то есть в обоих случаях неограниченная возможность измерений: по принципу триады в красной серии модулора и дуализма – в голубой. Размер 113 определяет золотое сечение 70, показывая начало первой, красной серии. Размер 226 (113х2 – удвоение) определяет золотое сечение 140-86, показывая начало голубой серии.

Усовершенствовав в 1950 году свой модулор, Ле Корбюзье использовал его при проектировании своих зданий, выстраивая их с учетом пропорций человеческого тела.

Баухауз – значение школы в развитии современной архитектуры кап. стран.

Баухауз

Баухауз (Bauhaus) ("Дом строительства") - высшая школа строительства и художественного конструирования - была основана в 1919 году в Веймаре (Германия). Возникновению «Баухауза» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии. Одним из творческих и научных центров новой архитектуры и дизайна в 20-е годы 20 века стал «Баухауз». В противоположность другим, подобного рода, учебным заведениям его отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. Весь цикл обучения делился на три курса. «Баухауз» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.

Основатель школы - немецкий архитектор и основоположник функционализма - Вальтер Гропиус был ее директором в 1919-1928 годах. Провозглашенная им идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности школы. Согласно этой концепции здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства.

Эстетическое кредо новой архитектуры - естественность и практичность - наглядно отражало само здание "Баухауза" построенное в 1925-1926 гг. по проекту Гропиуса в Дессау. Оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры. Фактически это был комплекс зданий, включающий несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухауз» не имел "главного фасада". Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.

В 1928-1930 гг. школу «Баухауз», перебравшуюся в 1925 году в Дессау (Германия), возглавлял сподвижник Гропиуса Х.Мейер. А в 1930-1933 гг. – еще один лидер функционализма, архитектор Л. Мис ван дер Роэ. В 1933 году школа - была упразднена национал-социалистами, посчитавшими аморальными проповедуемые ею авангардные идеи и методы обучения.

В разные годы в Баухаузе учились и работали: архитектор Марсель Брёйер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер.

В конце 30-х годов XX века организаторы школы "Баухауз" Гропиус и Мис ван дер Роэ эмигрировали из нацистской Германии в США. Благодаря их усилиям идеи рационалистической архитектуры проникли в Америку.

Вальтер Гропиус - выдающийся немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры, основоположник функционализма, основатель и директор (1919-1928) Баухауза, создатель новых архитектурных форм, учитывающих функциональное назначение зданий и сооружений.

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине (Германия). 5 июля 1969 года Вальтер Гропиус умер в Бостоне (США) в возрасте 76 лет.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!