Программа самовоспитания студентами технических способностей



Компоненты технических способностей Пути и средства самовоспитания технических способностей
Склонность к технике и техническомутворчеству Чтение технической литературы, осуществление ремонта, совершенствования приборов, машин, конструкций и т.п.
Техническое мышление Анализировать технический процесс, технические объекты, принципы их устройства и работы, мысленно строить версии о возможных причинах неполадок
Пространственное воображение Упражняться в умении мысленно переводить плоскостные изображения (двухмерные) в объёмные и обратно
Техническая наблюдательность Упражняться в умении сопоставления и сравнения, установлении связей и отношений между техническими объектами.
Зрительная и моторная память Упражняться в запоминании, сохранении и воспроизведении технических образов
Глазомер Упражняться в оценке и сравнении величин зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них
Ручная умелость Выполнение моделей, макетов технических объектов

 

 

Практическая деятельность по развитию технических способностейосуществлялась в процессе прохождения студентами учебно-производственной

практики, предполагала работу с геодезическими приборами, выполнение чертежей (планов здания, составление обмерочных чертежей фасадов, эскизов с

натуры). Условия учебно-производственной практики максимально приближены к производственным, что даёт возможность студентам развивать технические способности в решении реальных производственных задач.

Соответственно, осуществляется интеграция учебной, воспитательной и

практической деятельности, ориентированная на развитие технических способностей будущих инженеров-строителей. При этом каждый вид деятельностипреследует определённую цель. Учебная деятельность направлена на рост, становление и интеграцию технических способностей, воспитательная деятельность - на их дальнейшее самовоспитание, в свою очередь, в практической деятельности работа направлена на развитие способности самостоятельно применять данное профессионально важное качество в условиях реального производства

Таким образом, исследование вопроса развития технических способностей осуществлялось Мелкобродовой Н.В. в несколько этапов. На первом этапе была проведена конкретизация данного качества –  выделены его основные компоненты: техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная и моторная память, глазомер, ручная умелость. На второмэтапе, предполагающем уже анализ компонентов технических способностей,были выделены их психические свойства, характеризующиеся функциональными и операционными механизмами. Когда отдельные стороны изучаемого качества были вычленены и изучены, на основе комплекса мероприятий осуществлялось развитие операционных механизмов психических свойств и приобретение ими черт оперативности, в соответствии с требованиями профессии. В результате мы получаем технические способности определённого уровня развития, но уже как профессионально важное качество инженера-строителя, развивающееся в процессе дальнейшего обучения в вузе.

Художественные способности – это способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане (способность продуцировать идею произведения искусства как "свой мир", который вызовет отклик у зрителя, слушателя, читателя), так и в техническом (умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности и навыки, делающие эти средства эффективными).

Евгений Щербань дает рекомендации –  как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался. Его рекомендации не только для развития художественных способностей, а для развития творческих способностей – и в художественном, и в научном творчестве.

Утренние страницы.

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы?

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова.

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса.

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов.

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона.

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

· Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире, например, в животном или растительном. В масштабах от своей комнаты до страны.

· Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.

· Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности (как в сказке).

· Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии.

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!