Аналитико-синтетический характер воображения



Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что как процессы восприятия, памяти и мышления, процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Создавая новые воображения, человек совмещает отдельные элементы разных образов предметов в новых комбинациях. Этим часто пользуются в своей практике писатели, художники, ученые. Однако комбинирование - это не просто перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных объектов, как считали представители ассоциативной психологии, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в ходе которой существенно превращаются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате этого получается не просто новое сочетание взятых элементов, а единственный новый образ, в котором отдельные элементы не механически составлены, а преобразовано и обобщено.

 

Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображения развитие — развитие способности ребенка к созданию новых образов на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся в его опыте. Элементарные формы В. можно наблюдать уже в конце младенческого возраста, в первых детских играх — напр., когда ребенок протягивает взрослому пустую руку, как бы подавая какой-то предмет. В раннем возрасте В. р. проявляется в первоначальных формах игрового замещения,в игровом отождествлении себя со взрослым. Периодом расцвета В. является дошкольный возраст. В этот период В. р. происходит в сюжетно-ролевой игре, а также в продуктивных видах деятельности дошкольника — рисовании, конструировании и др.Младший школьный возраст, будучи периодом освоения "правильных" форм действия, оставляет относительно мало простора для детского В. Вместе с тем, этот "латентный" этап В. р. имеет существенное значение для последующих возрастных периодов. Овладев нормативными способами действий, субъект в дальнейшем оказывается способен воплощать продукты деятельности В. в творческих произведениях, относящихся к художественной или научно-технической сфере. Так, в подростковом и юношеском возрастах чрезвычайно широко распространено писание стихов, музицирование, техническое творчество и т. п. Во взрослых возрастах В. р. продолжается у относительно небольшой части людей: у тех, кто продолжает заниматься творческой деятельностью — профессионально или в качестве хобби. Вообще говоря, с возрастом продуктивность В. снижается в силу профессионализации, т. е. овладения стандартизованными способами действий (даже в художественной или научной сфере). Вероятно, именно этим объясняется, что в большинстве случаев новые направления в искусстве или науке создаются молодыми людьми. Лишь у отдельных наиболее творческих личностей высокий уровень В. сохраняется до старости. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно - образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно - образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!