Икона не знает трех измерений и имеет обратную перспективу



Цвет на иконе не есть средство колористического построения, как в картине, а имеет символическое значение, подчиненное единой задаче – отобразить духовный мир, выразить идею преображения человека.

Существует несколько видов изображений. Назовем основные их виды.

- Оглавные, когда на иконе изображен только лик (например, Спас Нерукотворный).

- Оплечные — фигура изображена по плечи (например, известная икона XII в. архангела Гавриила — Ангел Златые Власы).

- Поясные — фигура изображена по пояс. Для этого способа большое значение имеет положение рук. Например, в иконографии Господа Вседержителя правая рука Спасителя изображена в благословляющем жесте, а в левой раскрытая или закрытая книга.

- Ростовые, когда изображаются как отдельно стоящие фигуры, так и несколько рядом стоящих (многофигурная икона называется «с избранными святыми»).

 

Восприятие иконы имеет несколько смысловых планов или уровней.

Первый уровень восприятия – буквальный, когда воспринимается конкретное изображение.

Второй – символический, где прослеживается основная богословская мысль, заложенная в данной иконографии.

Третий – дидактический или назидательный, в котором вступает в силу морально-учительная сторона восприятия, то есть какой пример святости являет нам эта икона.

Четвертый – представляет самую высшую ступень, а именно – молитвенное общение с Первообразом.

Различие между иконой и идолом

    Иконопочитание – это догмат, то есть истина, открытая Богом, но в то же время оно относится к самой структуре мироздания и к философии образа.

Прежде чем говорить об иконе, надо выявить различие между иконой и идолом.

Идолопоклонство – органическая часть язычества, необходимое выражение культа и ритуала. Само язычество представляет собой обожествление космоса, его сил и энергий. («Космос – видимое божество» - Платон, «Тимей»), языческие боги и их изображения выражают в формах мифологического мышления атрибутику космоса. Пантеизм, как философское обозначение язычества, переводится словом «всебожие», «Бог во всем». Язычник эту всеобщую одушевленность сущего выразил в форме идолов, которые являются не знаками, а олицетворением сил и свойств космоса. Здесь первое принципиальное различие: икона – символ, идол – олицетворение.

Идол – это опредмечивание аллегорий, в нем антропологизм заменяется космизмом.

Икона – это возможность видеть духовное через материальные формы и общаться с Невидимым.

Идол – это олицетворенная аллегория, это замена реальной личности вымыслом. С другой стороны для язычника все одухотворенно и олицетворено, поэтому между идеей и реалией нет дистанций и вымысла.

3-е различие: Икона – это отражение человеческой личности, преображенной Духом Святым. Икона выражает целевую идею человека. Даже когда она выражает историческое событие, то это событие рассматривается в пророческой перспективе. Поэтому икона смотрит из будущего в настоящее.

Отличия иконы от картины

1. Внутренние отличия

    Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви и отдельному человека. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она символ инобытия в нашем мире.

    Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, заключенная в своеобразной живописной манере и специфических приемах композиции.

    Авторство иконописца намеренно скрывается так, как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

        

Икона – это общение с Богом и святыми Его. В иконе личные эмоции не должны иметь места, восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. В иконе лики неподвижны и статичны. Но эта неподвижность таит в себе огромный внутренний динамизм. Статичность иконы – это ее внутренне движение, это вечный полет души к Богу.

Колокольный звон

Колокольный звон — один из существенных элементов богослужения в православном храме. Он употребляется в сле­дующих случаях:

1) для призыва верующих к богослужению и оповещения о времени его начала;

2) для возвещения неприсутствующих в храме о момен­тах совершения особенно важных частей богослужения;

3) для выражения торжества и духовной радости веру­ющих в великие православные праздники.

Однако колокольный звон имел еще и широкое нецер­ковное применение:

1) звоном собирался народ на вече (народное собрание);

2) звоном указывали путь заблудившимся во время вьюг и буранов;

3) звоном оповещали о пожаре;

4) звоном призывали народ на защиту Отечества;

5) звоном оповещали народ о победе и приветствовали победное возвращение воинов с поля брани.

Таким образом, колокольный звон сопровождал право­славного человека всю жизнь.

Колокольный звон при богослужениях бывает следу­ющих видов:

1. Благовест—мерные удары в какой-либо один боль­шой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм на богослужение. Благовестом он называется потому, что им воз­вещается благая весть о начале богослужения. Сначала произ­водятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не пре­кратится звук колокола), а за ними следуют мерные удары.

2. Собственно звон— звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Различают несколько видов звона.

Трезвон — сначала звонят во все колокола, затем делает­ся маленький перерыв; так делается трижды. Он совершается, например, при начале богослужения после благовеста. Трезвон выражает собой радость и торжество. Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

Двузвон — это звон во все колокола с маленьким пере­рывом, повторяющийся дважды.

Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или по нескольку ударов), начиная с самого боль­шого и заканчивая самым маленьким; так повторяется много раз. Медленный перезвон по одному разу на каждый колокол совершается, например, в Великую Пятницу и Великую Суббо­ту. Такой же перезвон, но только частый, быстрый и по не­скольку раз в каждый колокол бывает при освящении воды, посвящении в епископы, перед началом Литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях.

Перебор совершается в обратном порядке: медленно уда­ряют по одному разу в каждый колокол, от самого малого и до самого большого; после этого ударяют одновременно во все колокола. Так повторяется много раз. Перебор — это похорон­ный или погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем. Скорбный или похоронный перебор обязательно должен заканчиваться кратким трезвоном, выражающим христианскую веру в воскресение усопшего.

Церковное пение.

 

Церковной, как правило, называют музыку, предназначенную для сопровождения богослужения в христианском храме. Есть понятие «культовая музыка», но оно шире, охватывает не только христианскую, но и другие конфессии.

В Православной Церкви нет общественного богослужения без пения. Оно занимает исключительное место , являясь одной из форм богослужения. В основе церковного пения лежат святоотеческие представления о единстве богослужебного пения и христианского образа жизни, так как музыкальная культура – часть духовной жизни христианина, объединяющая мир земной и мир небесный, ангельский. Некоторые богословы полагают, что речь первых людей была скорее пением и человеческая душа, окруженная райским благолепием и находившаяся в постоянном богообщении , не могла не петь. Первые слова человека оказавшегося вне рая в нашем земном состоянии , этот « плач Адама» дошел до нас в торжественных и трагических повествованиях одного из самых древних памятников церковной письменности – Триоди постной и сокрушительных псалмах Давида.

Стремясь сохранить первооснову еврейских церковных песнопений, византийские христиане почти не меняли традиционные формулы еврейских псалмов, что сохранилось и в православной Церкви. К ветхозаветному и синагогальному храмовому богослужению восходит антифонное пение,то есть попеременное, развитое трудами Святитель Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Важную роль в становлении основных форм христианского богослужения сыграли агоапы (вечери любви), на которые верующие собирались в память оТайной вечери и исполняли различные песнопения. С развитием богослужения складывалась традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургический речитатив).

Особенностью византийской музыки является её монофоничность: независимо от числа певчих, мелодическая линия остается одной и той же; здесь слышится один голос, что символизирует единство веры.

Основными жанрами раннехристианских песнопений были псалмы, гимны и духовные песни.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!