В чем же превосходство и отличие новозаветного закона от ветхозаветного?



1. Закон Моисеев был законом внешних дел, это был закон буквы, требовавший себе безусловного послушания и упорядочивая, главным образом, внешнего поведения человека. Христос же требует от людей не только внешних дел закона, но прежде всего, чистоты внутренних помыслов, сердечного расположения. Евангельский закон запрещает не только убийство, как факт, но и напрасный гнев, бранное слово против ближнего, не только не дозволяет воздавать врагу «око за око, зуб за зуб», но и заповедует любовь к врагу.

Таким образом, евангельский закон есть закон не столько внешних правильных действий; сколько внутреннего отношения и душевной перемены(?), внутренней чистоты.

Этот закон включает в себя также некоторые требования к характеру доброделания. Первое относится к тому, чтобы беречься тщеславия

Другое требование – избежать показного, тщеславного делания.

Следующее требование относится к осознанию подлинного понимания ценностей.

 

 

Символика храма.

По святоотеческому учению, православный храм – дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный ангелами и Святыми.

Исходное начало для определения основной идеи храма есть его наименование – Церковь.

Для лучшего понимания символика храма рассмотрим термин – «иконотопос» (от греч.икона, образ и место, область, страна, пространство).

Иконотопос – это святое, избранное Богом или человеком по воле Божией место, которое осознает себя избранным, имеет небесный первообраз в Священном Писании или церковной литературе, которому, как правило, соответствует земной прототип (Иерусалим, Константинополь, Рим и др.) стремится к самосохранению и организации пространства вокруг себя по принципу священной топографической иконичности как образ небесного первообраза и земного прототипа (Лепахин В. Икона и иконичность. Санкт – Петербург, 2002. с.82)

Храм – это иконообраз, иконотопос, допускающий несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих толкований.

Алтарь призван напоминать верующим о рае, в котором пребывали до грехопадения Адам и Ева. В Православном храме алтарь ( место престола) – мистический центр, который являет следующее:

– Престол Божий, к которому Христос вознес всех верующих в Него своим Вознесением и которому они вечно поклоняются;

– Божественную трапезу, к которой призвал Христа и где Он вечно ( на каждой Литургии) раздает пищу бессмертия и вечной жизни;

– Его жертвенник, где совершаются Его полное приношение Богу и всем верующим Христианам.

На престоле таинственно присутствует Сам Господь.

Престол представляет собой особо освященный стол, расположенный посредине алтаря и украшенный двумя тканями. Нижняя из белого полотна символизирующая плащаницу Господню. Верхняя (индития) знаменует место Господней Славы. Поверх индитии кладется шелковый плат (илитон) который напоминает сударь, накрывший лицо Иисуса Христа При положении Его во гром. В него вкладывается антиминс (вместопристолие) – плат с изображением погребения Господа, освященный теми же священно- действиями и по тем же правилам, как и престол.

Крести Евангелие – две святыни, неотделимые не только от всего православного богослужения, но и от всей жизни каждого христианина. «Крест – Хранитель всей вселенной»: Крестная жертва Иисуса Христа стала Свидетельством Всеблагой Любви Отца к людям, даровали им животворящий Крест – непобедимое оружие против зла, неисчерпаемый источник духовных сил и надежды на спасение. Поэтому всю свою жизнь верующий человек проходит с крестом, как с символом своего собственного следования за Христом по пути жертвенной любви к ближним и непримиримой борьбы со злом, гнездящейся в собственной душе и в окружающем мире.

На престоле располагается Дарохранительница (Сионы) – сосуд в форме храма, внутри которого хранятся Святые Дары, которые употребляются для причащения больных или умирающих.

Рядом с дарохранительницей находится Дароносица – маленький ковчежец (ящик) по форме своей сходный с царскими вратами ведущими в алтарь, в котором священник носит священные дары для причастия вне храма. На дверце Дароносицы традиционно помещается изображение распятия Христова. Духовный смысл дароносицы – Двери райские, ведущие к святому престолу на котором осуществляется таинство Евхаристии.

За престолом стоит семисвечник, который использовался во время богослужения еще в Ветхозаветной Церкви. Он представляет собой высокую подставку с семью лампадами (маслеными светильниками) как символами семи даров Святого Духа, напоминает о том дне, когда сошествие Святого Духа в виде огненных языков на апостолов была дана благодать священства Церкви Христовой.

За семисвечником находится запрестольный крест. Место между престолом и восточной частью алтаря называется Горним местом (т.е. возвышенным). Оно символизирует нахождение Господа Иисуса Христа по правую руку от Бога Отца и напоминает гору; с которой были произнесены Заповеди Блаженства, и гору, где произошло Вознесение. В центре горнего места никто не может находится, кроме архиерея который во время богослужения символизирует Иисуса Христа, а священники, служащие с ним апостолов.

Слева от престола находится жертвенник – стол меньшего размера, покрытый красивой тканью во время богослужения он символизирует то пещеру где родился Иисус Христос, то Голгофу где Он был распят. На жертвеннике приготавливаются хлеб и вино для пресуществления (приложения) в Тело и Кровь Христову. Здесь стоят священные сосуды со всеми принадлежностями к ним:

Потир– Евхаристическая чаша, участвовавшая в главном Таинстве Православного Богослужения – Евхаристии. Если через крещенскую купель человек входит в Церковь, то весь остальной его путь в Церкви немыслим без постоянного очищения греховного естества и просвещения «Огнем и Духом» – Св. Причастием Тела и Крови Христовых.

Потир, вмещающий Тело и Кровь Христову, символизирует каким образом всю Церковь, образующую Тело Христово. И его трехчастное строение может быть уподоблено устройству Христовой церкви, которая также трехчастна: Церковь Небесная – Торжествующая, Церковь Земная и соединяющий их Сонм Ангельских Сил, предстоящих престолу и прославляющих Бога.

Дискос – небольшое круглое блюдо на высокой ножке для хлеба, пресуществляемого (предлагаемого) в тело Христово. Во время Литургии от знаменует одновременно и ясли и гроб Спасителя.

Покровца – ткани для покрытия отдельно Потира и Дискоса.

Воздух – большой покров, покрывающий чашу и дискос вместе. Он знаменует собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхов к яслям Спасителя, а также погребальные пелены, в которые Его положили в гроб.

Звездица – две небольшие металлические дуги, соединенные посредине винтом так, чтобы их можно было раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискос для того что бы покровец не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездница знаменует собой Звезду, явившуюся при рождение Спасителя.

Копие – особый нож для вынимания Агнца и частиц из просфор. Он символизирует копье, которым воин пронзил ребра Христу на кресте.

Лжица – ложечка для причащения верующих. Она напоминает о клещах серафима, которыми он взял с небесного жертвенника горящий уголь и коснулся им уст пророка Исайи, чем очистил его грехи и освятил его.

Губка и плат для вытирания сосудов. Эта губка напоминает ту, которая с уксусом и желчью была подана одним из воинов распятому Господу.

Ковш, в котором подается вначале проскомидия вино для вливания в чашу. Потом перед Причастием в нем подается горячая вода, которая вливается в Потир и соединяется с Кровью Христовой, В нем же находятся Запивка после причастия.

В алтаре хранится также кадильницы (кадила) для каждения фимиамом (ладаном). Формы кадил разнообразны и также подобны храму. Если дарохранительницы воплощают образ храма с его внутренней жизнью, средоточием которой является таинство Евхаристии, кадила уподобляются храму в его внешнем проявлении – очистительном действии в окружающем мире. Каждение было установлено его в Ветхозаветной Церкви Самим Богом.

В алтаре также находятся предметы, употребляемые при архиерейском богослужении:

Рипиды (опахала) - прикрепленные к рукояткам металлической круги с изображение на них херувимов и серафимов. Рапидами диаконы веют над Дарами при их освящение, что олицетворяет присутствие Небесных сил при Священном Таинстве причастия.

Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующий два естества в Иисусе Христе (Божественное и Человеческое).

Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующий Святую Троицу. Дикириями и Трикириями архиереи крестообразно благословляют молящихся.

Орлец – небольшой коврик с изображением раскрывшего крылья орла. Он кладется под ноги архиерея, символизируя его устремленность к небесному.

Двору ветхозаветного Храма, где находился весь народ, в православном храме соответствует притвор (нартекс). В ранней церкви притвор предназначался только для оглашенных, то есть тех, кто готовился стать христианином.

Православные Храмы строятся алтарем на восток, где восходит солнце: Христианство пришло на землю с востока, а Иисус Христос есть истинный Свет. В Церковных молитвах о Нем говорится как о «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток имя Ему».

Здание храма увенчивается куполом, который заканчивается на верху главой с крестом. Часто в храме бывает не один, а несколько глав, символику которых порой определяют следующим образом:

– две главы обозначают два естества (Божественное и человеческое в Иисусе Христе);

– три – три лица Св. Троицы;

– пять – Иисус Христос с четыре евангелиста;

– семь – семь Таинств и семь Вселенских соборов;

– девять – девять чинов ангельских;

– тринадцать – Иисус Христос и двенадцать апостолов.

Иногда бывает глав и больше.

Над входом в храм или рядом стоит колокольня (звонница) башня, на которой висят колокола.

 

Смысл и содержание иконы.

В христианской Церкви иконами называются живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которые имеют священный характер. Это особый вид церковного Предания, в красках и образах, наряду с устным, письменным и монументальным. Христианин почитает освященные Церковью иконы, так как они помогают ему и сопровождают его шествие в Царствие Небесное, а благоговейное отношение к священным предметам и изображениям - своеобразные вехи на этом пути. В богослужебном годовом круге литургически почитается более двухсот чудотворных икон.

Происхождение икон относится к первым векам христианства.

Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии, а поклонение такому изображению - почитанием твари вместо Творца. Однако Новый Завет явился Откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей:«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин., 1, 18).

Икона теологична: напоминает о Боге как о том Первообразе, по образу и подобию которого создан каждый человек. Богословская значимость иконы обусловлена тем, что она живописным языком говорит о догматических истинах, которые открыты людям в Священном Писании и церковном Предании.

В монофизитских и несторианских Церквях иконопочигание считается не догматом, а традицией, необязательной для соблюдения верующими, поэтому в их храмах и домах иконы встречаются редко. Римская Церковь, приняв догмат об иконопочитании, не сохранила древнюю традицию иконописи. Росписи в католических храмах осуществляли светские художники, принадлежащие к разным школам, а икона стала картиной на религиозную тему. Несмотря на то, что Седьмой Вселенский собор (787 г.) не благословил употреблять в церквях трехмерные изображения (изваяния, скульптуры), они широко используются в католических храмах. И если в иконе преобладает духовное восприятие, в картине – душевно-эмоциональное, то в статуе – материалистическое, земное. Она имеет трехмерную объемность, самозамкнута, но лишена перспективы и фона.

Икона неразрывно связана с основными догматами христианства, которые передаются в ней при помощи художественных средств. Многие события евангельской истории трактуются в иконописи прежде всего в догматическом контексте. Например, православное Предание знает лишь образ сошествия Христа во ад и выведение Им оттуда ветхозаветных праведников, соответствующий литургическому воспоминанию Воскресения Христова и богослужебным текстам Октоиха и Триоди цветной, раскрывающим это событие с догматической точки зрения, поэтому на канонических иконах никогда не изображается Воскресение Христово, а изображается исшествие Христа из ада. Образ Христа, выходящего из гроба, нередко со знаменем в руках, позднего происхождения и генетически связан с западной живописью на религиозные темы.

По своему содержанию каждая икона антропологична: нет ни одного иконографического изображения, на котором не было бы человека (Богочеловека Иисуса Христа, Богородицы или святых). Даже ангелы на иконах человекоподобны. Не существует икон-пейзажей, икон-натюрмортов (исключение составляют редкие фрески и мозаики, посвященные сотворению мира). Ландшафт, растения, животные, бытовые предметы присутствуют в иконе постольку, поскольку того требует сюжет, но главным героем любого иконописного изображения является человек. Но икона - не портретное изображение духовного мира, она не передает точно внешний облик святого. С точки зрения сотериологии (учения о спасении) она показывает будущее преображение мира, новые свойства материи и вещества, одухотворенные в нетварном свете Божественной благодати. На иконе предстает человек, вырванный из царства смерти. Даже на изображениях новомучеников, чьи фотографии хорошо известны, они узнаваемы, но черты их облика утончены и облагорожены: икона являет человека в его обоженом состоянии, так как цель христианской жизни – восстановление утраченного в грехопадении подобия Богу и очищение Его померкнувшего образа. Стремление показать человека в преображенном состоянии заставляет иконописцев воздерживаться от изображения телесных дефектов, которые были присущи святому при жизни: человек, у которого отсутствовала одна рука, на иконе предстает с двумя руками, слепой – зрячим, носивший очки их «снимает». В этом смысле не вполне соответствуют иконописному канону иконы блаженной Матроны Московской, на которых она изображена с закрытыми глазами, так как была слепой от рождения. С закрытыми глазами на древних иконах изображались не слепые, а мертвые (Божия Матерь в сцене Успения, Спаситель на кресте). Икона избегает натурализма боли, страданий, воздействует на ум и интуицию, а не на эмоции зрителя. Именно поэтому, в отличие от западного живописного аналога, начиная с эпохи Ренессанса на византийских и русских иконах Распятия Христос изображается не страждущим, а умершим, но Он не менее прекрасен, чем на иконах, где Он изображен живым.

Символом святости на православных иконах является нимб, состав­ляющий единое целое с фигурой святого, что олицетворяет соединение двух воль: человека, стремящегося к святости, и Бога, откликающегося на это стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.

В иконе передается не лицо, а лик, не фигура, а образ. Складки одежды не соответствуют линиям тела: оно не имеет объема. Иконопись строга, серьезна и кому-то может показаться сухой и бесчувственной. Такой подход к передаче образа позволяет ему отойти от всего чувственного и земного и приобрести духовную глубину, которая придает облику спокойную созерцательность.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!