Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста



 

Зрительные ощущения и восприятия цвета не только имеют боль­шое значение для познания и практической деятельности, но и слу­жат неисчерпаемым источником эстетических переживаний ребенка- дошкольника.

С раннего возраста дети способны не только вычленять цвет как свойство предмета, но и усваивать его основные свойства и при­знаки.

 

Наташа (1 г. 2 мес.) рассматривает цветные вагончики (карточки раз­личных по насыщенности и светлоте оттенков: локальный красный, светло- розовый, темно-красный). Педагог: «Наташенька, покажи, пожалуйста, где спрятался самый яркий вагончик?» Наташа показывает на локальный крас­ный цвет. «А где самый светлый?» И с этим заданием Наташа справилась очень быстро и легко. «А где самый темный?» Это задание также не вызвало затруднений.

 

На восприятие цвета, его свойства во многом влияет эмоциональ­ная окраска речи, которая как бы направляет ребенка в его выборе. Так как малыш очень отзывчив на интонационную выразительность речи, ему не сложно соотнести зрительную и словесную характери­стику цвету (оттенку). На первоначальном этапе овладения цвето­выми отношениями важно в комплексе задействовать все анализа­торы. Только в этом случае можно говорить о результативности сенсорного воспитания, которое лежит в основе творческого разви­тия дошкольников. Если не делать акцентов при восприятии тех или иных цветов (оттенков), то они для малыша долгое время не будут представлять никакого интереса. В раннем возрасте ребенок больше занимается бессознательным манипулированием предметами, худо­жественными материалами и инструментами. Но как только взрослый эмоционально раскрывает характер цвета, малыш благодаря своей природной чувствительности оказывается способным вычленить от­тенок по названному качеству.

Конечно, говорить об устойчивом цветовосприятии у детей ран­него возраста, не приходится. Но любое новообразование проявля­ется только в результате большой подготовительной работы. Так, чтобы ребенок научился самостоятельно смешивать цвета и осознан­но получать оттенки, необходимо создать условия для его экспери­ментов с цветом. Однако это должно быть не стихийное цветосмешение, а увлекательный, живой процесс, в результате которого будут рождаться образы, помогающие малышу освоить цветовое многооб­разие мира. Постепенно ребенок учится варьировать цвета, комби­нировать их сочетания, придавать цветовым пятнам образный ха­рактер. Удивительно, что малыши, которые имеют возможность познакомиться с цветом в раннем возрасте, быстрее переходят со стадии экспериментов на стадию изображения. Уже в два года они используют цвет целенаправленно, подбирая свои сочетания.

 

Ксюша (2 г. 3 мес.) в процессе рисования скрупулезно наносила аккурат­ные мазки черной, белой и синей краски на листок бумаги, потом пояснила: «Это ежик». Закончив рисовать ежика, который представлял собой пятно овальной формы, заполненное многослойными вертикальными и диагональ­ными мазками, она стала набирать на кисточку зеленую, желтую, белую краски, пояснив: «Вот травка светлая». Нанеся длинные мазки синей, фио­летовой и черной краской, частично перекрывая ежика, добавила: «А это темная травка». Педагог спрашивает: «Ксюша, а зачем тебе светлая и темная травка?» — «Чтобы ежик спрятался». На предложение педагога нарисовать цветочки, насекомых, Ксюша отвечала: «Нет», (цв. вкл. рис. 20)

 

Особенности восприятия детьми цвета

Рис. 20. Ксюша (2 г. 3 мес.). Ёжик

Таким образом, при педагогически верном руководстве дети к двум годам способны целенаправленно выбирать цвета для своей работы. Образы, которые они пытаются выразить в рисунке, пока еще мало чем напоминают реальные объекты и предметы, но это характерно для данной возрастной группы. Важно, что дети учатся не просто наносить некий контур будущего рисунка, который потом придумывают, как заполнить цветом, а, наоборот, сначала выбирают общее цветовое решение, которое помогло бы реализовать их замы­сел, а потом добавляют детали. Это важное качество, которое приу­чает детей к правильному выполнению рисунка: первый этап — фон, потом крупные объекты, затем детали. Контурный рисунок приводит к совершенно другим результатам, когда дети сначала рисуют главный объект, прорисовывая все детали и не всегда задумываясь о его рас­положении на листе, а потом дозакрашивают пространство вокруг него случайными цветами или теми, которые еще не использовались в рисунке.

Когда мы изучаем с детьми цвета, связывая их с определенной группой предметов, мы поступаем не совсем объективно, поскольку практически любой предмет может быть разных цветов, а не какого- то одного. А когда говорим малышу: «Посмотри, помидор крас­ный», — тем самым мы формируем некий цветовой стереотип. В этом случае ребенок всегда будет изображать помидор красным, а он бы­вает зеленого, желтого, красно-оранжевого, бурого цвета. Но об этом ребенок узнает гораздо позже, когда стереотип у него уже сформи­руется. Поэтому он будет продолжать рисовать помидор только крас­ным цветом, зная, что ему присущи и другие оттенки. Детям извест­но больше, чем они могут самостоятельно изобразить, поскольку им во многом мешают стереотипы, которые можно изменить только при оправданном вмешательстве педагога (словесное напоминание о многообразии цветов, показ картинок, фотографий и т.д.), причем в течение долгого времени. А ведь этого можно избежать, не упрощая того, что и так просто. Наша боязнь, что дети не поймут нас, об­условлена поверхностными представлениями об их возможностях и способностях. Поэтому знакомство с цветом происходит стихийно, после чего дети выбирают для рисунка только знакомые или любимые цвета. И многие педагоги не считают это неверным. Самый главный показатель развития для них — это знание ребенком красного, си­него, желтого, зеленого, оранжевого, фиолетового, белого, серого, черного, коричневого, розового, голубого цветов. А как быть с осталь­ными оттенками, которые присутствуют в окружающих предметах?

Если остановиться только на перечисленных цветах, то через не­которое время можно будет обнаружить в детских рисунках некую усредненность цвета в отображении предметов, объектов и явлений. Если дети не имеют опыта работы с какими-то оттенками, они их стараются не использовать. Еще Е. А. Флёрина указывала на ведущее значение цветового пятна в обучении детей рисованию. Ведь именно с цветового пятна начинается освоение детьми изобразительной гра­моты.

Справедливо также утверждение Т. С. Комаровой о том, что в мас­се своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Такое явление автор объясняет тем, что в условиях целенаправлен­ного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, а не на цвет.

Восприятие и использование цвета детьми дошкольного возраста можно подчинить формулам:

1. Восприятие отдельных цветов — соотнесение с реальными объ­ектами, предметами, явлениями — использование только локальных цветов в процессе рисования — неспособность использовать выра­зительные возможности цвета, приводящая к появлению контурно­го рисунка, частично закрашенного.

Возникает, когда взрослый занимает позицию невмешательства или пассивного руководства в процессе освоения ребенком цвета.

2. Изучение цветов в процессе сотворчества — освоение цветов и оттенков в процессе экспериментов — целенаправленное использо­вание цветов и оттенков — выразительность рисунка благодаря уме­лому использованию цвета.

Характеризует целенаправленное педагогическое руководство, при котором ребенок погружается в мир цвета и оттенков через эмоции. Для того чтобы дошкольники могли ориентироваться в цветовых от­ношениях, можно использовать следующую систему упражнений:

«Цветной дождь». На обильно смоченный водой лист бумаги посыпать сухую гуашь разных цветов и оттенков.

«Волшебные цветы». На обильно смоченный водой лист бумаги наносить в одно и то же место поочередно разные цвета, начиная от светлого и постепенно до самого темного. Например, на светло- желтый насыпать сначала оранжевый, затем алый, потом насыщен­ный красный и завершить темно-красным.

«Веселые дорожки». Взять две большие кисти, одной из них на­брать локальный цвет, другой — белый. Затем одновременно двумя руками зарисовывать дорожку (узкую полоску бумаги) в направлении друг к другу. Как только кисти сойдутся в одной точке, поменять кисти и продолжить рисовать дорожку.

«Пушистые облака». Взять две небольшие кисточки. Одной на­брать синий, красный или желтый цвет, другой — белый. Обе ки­сточки взять в одну руку и рисовать круговыми движениями облака, заслоняя одну округлую форму другой.

«Забавные животные». Круговыми движениями наносить мазки различного цвета, соответствующие характеру определенного живот­ного. После этого предложить детям приклеить заготовки глаз по­лучившимся животным. Далее подрисовать детали, позволяющие создать законченный образ животного.

«Одуванчики». Нарисовать кружок светло-желтого цвета, а в цен­тре — маленький кружочек темно-желтого цвета. Затем хорошо вы­мыть кисть и провести вокруг светло-желтого круга влажной ки­стью.

«Гжельские мотивы». Для рисования необходимы две небольшие кисти. Одной набрать белую краску, другой — синюю. Взять в руку две кисти одновременно и наносить на лист дугообразные мазки, имитирующие листочки. Затем можно объединить дуги в лепестки.

«Широкое поле». На старую зубную щетку нанести желто-зеленую краску. Затем по всей ширине листа сделать полоской мазки, ими­тирующие траву. Мазки должны быть отрывистые и короткие. После этого на щетку набрать яркий зеленый цвет и выполнить полоску травы более длинными мазками. Передний план листа заполнить длинными мазками темно-зеленой краски. Такое наслоение создает иллюзию перспективы, которой впоследствии дети могут самостоя­тельно пользоваться в процессе рисования.

Упражнения могут варьироваться, меняться в содержательном плане, но в основе они помогают решать рад важных задач:

- знакомить детей с различными цветами и оттенками, их свой­ствами;

- учить смешивать цвета и самостоятельно с ними эксперимен­тировать;

- понимать выразительные возможности цвета, используя для этого различные техники;

- видеть в цветовом пятне образ;

- передавать через цвет характер образа, свое отношение к нему.

Контрольные вопросы

1. Какие формулы можно выделить в процессах восприятия и использо­вания цвета дошкольниками?

2. Какие задачи решаются педагогом в процессе формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста?

3. Какие упражнения по цвету можно использовать с детьми в процессе обучения их основам изобразительной грамоты?

 

Рисунок как выразительное средство искусства


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!