ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ



Особенности овладения дошкольниками

Основами изобразительной грамоты

Значение изобразительной грамоты

 

В творческом становлении ребенка немаловажная роль принад­лежит художественной интуиции, которая в большей степени про­является в раннем возрасте. Дети еще не испытывают большого влияния среды и обучения и потому более свободны в своих эстети­ческих проявлениях. Для них не существует изобразительных, эмо­циональных, интеллектуальных рамок в процессе рисования. Как показывают многочисленные исследования и практика, дошкольни­ки способны одновременно отражать в своих рисунках то, что они видят, знают, чувствуют и представляют.

 

Настя (2 г.) нарисовала зеленое пятно: «Это киска». С одной стороны она нанесла длинные мазки — усы, с другой — пририсовала вытянутый овал — хвостик и рядом четыре широких, но коротких мазка. Когда педагог спросил, что означают эти мазки, Настя пояснила: «Это ножки». — «А по­чему твоя киска зеленого цвета?». — «Она очень злая». Ребенок в одном рисунке совместил то, что он знает (у кошки есть усы, лапы, хвост), выделив это при восприятии (что кошка может бегать, у нее усы длинные, хвост пушистый и длинный, а лапки короткие) и что он чувствует (кошка может быть доброй, злой, и в соответствии с этим она меняет свою окраску), (цв. вкл. рис. 16)

 

Использование детьми выразительных средств

Рис. 16. Настя (2г.). Зеленая кошка

 

На первоначальном этапе восприятие и использование отдельных компонентов изобразительной грамоты происходят под контролем зрения, но с образованием изобразительных двигательных навыков овладение ими осуществляется в практической деятельности, при непосредственном действии мышечно-суставных ощущений. Однако зрительный контроль никогда не устраняется целиком.

Многие рисовальные движения ребенка раннего возраста носят неустойчивый и исследовательский характер, что объясняется сла­бостью и недостаточным развитием тормозных процессов (Н. Крас­ногорский, М.Лебединский, Е.Игнатьев).

Особое значение в становлении изобразительного творчества имеет развитие корковой регуляции изобразительных движений, до­стигающей довольно высокого уровня развития только к седьмому году жизни. У детей раннего дошкольного возраста эти процессы еще недостаточно развиты. С возрастом установление сложных отноше­ний между различными выразительными средствами изобразитель­ного искусства происходит на более качественном уровне, что свя­зано с психофизиологией ребенка. Однако, учитывая изобразитель­ную непосредственность детей раннего и младшего дошкольного возраста и их художественную незакомплексованность, они свобод­нее используют спектр доступных этому возрасту компонентов изо­бразительной грамоты, в результате чего художественные образы приобретают большую выразительность и оригинальность. Доказа­тельством служит анализ исследований, посвященных проблеме вос­приятия и усвоения цвета, который выступает в качестве одного из составляющих компонентов изобразительной грамоты. Так, А. Мэн, У. Чейз доказали возможность усвоения цвета уже в первый год жиз­ни ребенка. Г. Розенгардт-Пупко, Н. Швачкин, А. Сулина, А. Гарбини, А.Декедр указывают, что усвоение цвета и цветовых различений становится доступным в возрасте от года до двух лет. Некоторые ученые (Е. Аркин, А.Бини, Е.Игнатьев, Н.Пронко, Д.Синольдс, Б.Хачапуридзе и др.) считают, что второй и третий годы жизни — наиболее благоприятные возрастные периоды для усвоения цвета, поскольку закладывается способность к словесной ориентации в об­ласти различения цветов и их оттенков, а также к практическому использованию приобретенного опыта в собственном творчестве. Если изучение цвета начинается в более поздний период, то это ока­зывает тормозящее действие на творческий процесс: дети более не­уверенно и односторонне используют его в процессе изобразительной деятельности и творчества.

Таким образом, данные свидетельствуют о наличии у детей ран­него возраста процессов, способствующих формированию умений различать, идентифицировать объекты по цвету, форме, величине.

Нельзя отрицать тот факт, что цвет, форму, композицию дети в этот период применяют чаще неосознанно, но это не лишает выра­зительный образ неповторимой индивидуальности, смелого цвето­вого и композиционного решения. Цветовое и композиционное «чутье» или художественная интуиция детей этой возрастной группы не позволяют относиться к процессу рисования как явлению спон­танному, не требующему специально организованного педагогиче­ского воздействия. Напротив, овладение основами изобразительной грамоты определяется как формирование у ребенка новых, художе­ственных отношений и свойств при целесообразном руководстве. Такое понимание приводит к выводу: чем раньше дети начнут вос­принимать и изучать специфику различных компонентов изобрази­тельной грамоты, тем выразительнее будут образы.

В процессе рисования дошкольников начиная с периода раннего детства немаловажная роль отводится тренировке руки, поскольку «развитая рука позволяет увереннее переносить усвоенные знания в собственный образ» 1. Для формирования двигательных изобрази­тельных навыков руки могут быть полезными специальные упражнения, которые можно разделить на следующие виды: имитирующие игровые; подражательные; тренировочные каллигра­фические, реальные содержательные.

 

1. См.: Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956. - С. 68.

К имитирующим игровым относятся упражнения, направлен­ные на выполнение движений в воздухе. Они подготавливают руку и глаз к последующему реальному изображению, облегчают акт ри­сования. Выполнение этих игровых движений с детьми, как указы­вает Е. И. Игнатьев, следует проводить в очень медленном темпе для того, чтобы у них лучше зафиксировались отдельные элементы це­лостного движения.

В качестве подражательных упражнений Е. А. Флёрина реко­мендует действия (отдельные приемы или изобразительные элемен­ты), которые он копирует вслед за взрослым.

Тренировочные каллиграфические упражнения необходимы для того, чтобы ребенок на больших форматах листа имел возможность детально прорабатывать то или иное рисовальное движение. Тем самым развивается двигательная (тактильно-мышечная) память, по­зволяющая при работе на меньших форматах уверенно использовать освоенные приемы рисования. Исключение этих упражнений из практики затрудняет овладение формообразующими движениями и многими правилами живописи.

Содержательные упражнения выполняются уже в процессе изо­бразительного творчества. Дети, создавая свой образ, предваритель­но выполняют эскиз будущей работы. Эти упражнения предназна­чены, как правило, для детей старшего дошкольного возраста.

В ходе использования основ изобразительной грамоты для созда­ния собственного образа дети раннего дошкольного возраста часто меняют свое намерение, и конечный результат-воплощение отлича­ется от первоначального замысла. Но, как показали исследования О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р. Я. Лехтман-Абрамовича, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной, Ф. И. Фрадкина и др., изменение замысла в процес­се рисования наблюдается и у детей старшего дошкольного возраста. Значит, в процессе усвоения изобразительной грамоты не совпадают цель и результат создания художественно-выразительных образов, что характерно для детей в разные возрастные периоды. Однако если для детей раннего и младшего дошкольного возраста такое явление типично, то для 5—7-летних оно не должно быть нормой. Соответ­ственно необходимо знание механизмов образования художественных свойств и отношений при овладении дошкольниками основами изо­бразительного искусства, чтобы своевременно предотвратить появ­ление изобразительных стереотипов. Используя компоненты изо­бразительной грамоты при создании художественно-выразительного образа, ребенок не всегда достигает намеченной цели, и это либо побуждает к продолжению творческой активности в данном направ­лении, либо приводит к снижению интереса к рисованию вообще. Но даже повторные действия не гарантируют достижения замысла, и тогда в дальнейших операциях алгоритм повторяют до тех пор, пока результат не удовлетворит ребенка. Если полученный результат со­ответствует замыслу дошкольника, он либо остается доволен работой, либо стремится сделать не менее удачные работы. Когда рисунок превосходит ожидания ребенка, «юный художник» либо наслажда­ется достигнутым, либо желает закрепить результат, стремясь вы­полнить рисунки такого же уровня или даже лучше.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!