Механизм восприятия элементов изобразительной



Грамоты

 

Психологи (Б.Г.Ананьев, Р.Арнхейм, Е.Я.Басин, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, А.И.Леонтьев, С.Л.Ру­бинштейн и др.) характеризуют в качестве механизмов восприятия сенсорных эталонов, а значит, отчасти и составляющих элементов изобразительной грамоты (цвет, форма), избирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, константность, гиб­кость, целостность, динамичность.

Избирательность восприятия заключается, во-первых, в том, что не все выразительные средства живописи дети умеют выделить в воспринимаемых образах, а также использовать в процессе рисо­вания. Во-вторых, ребенок дошкольного возраста (особенно ранне­го и младшего дошкольного) не всегда способен самостоятельно вычленить отдельные признаки и характеристики предметов (объ­ектов) окружающей действительности с целью дальнейшего их ото­бражения, поскольку необходимо наличие познавательного и изо­бразительного опыта.

Предметность позволяет детям воспринимать не отдельные ощу­щения от каждого выразительного средства (цвета, формы, компози­ции), а целостный образ, созданный благодаря этим компонентам.

 

Ваня (5 лет 6 мес.) после просмотра репродукции И.Левитана «Над вечным покоем» на вопрос «Что тебе больше всего запомнилось?» ответил: «Печаль. На картине такая грусть и тишина, что хочется просто посидеть и молчать». Ксюша (2 г. 3 мес.) увидела на слайде репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь» и воскликнула: «Красота! Мама, какая красота!» Ей не важны были ни цветовые отношения, ни удивительная композиция, ее потряс эмоционально и эстетически образ заснеженных берез, переливающихся на морозе.

 

Апперцепция 1 существует на уровне сознания и связана с сосре­доточенностью на чем-либо. Это свойство отражает зависимость восприятия компонентов изобразительной грамоты в рассматривае­мых образах от художественной интуиции и приобретенного опыта. Данный механизм, в отличие от предыдущего, характеризуется тем, что ребенок начинает целенаправленно использовать цвет, форму, композицию, технику для создания своего образа.

 

1. Апперцепция (от лат. ad — к, при и perceptio — восприятие) — ясное и осознан­ное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.

 

 

Алиса (2 г. 5 мес.) рисует осенний пейзаж. «У меня небо красное и жел­тое будет, чтобы весело было, а деревья — разные, чтоб им не скучно было». Этот пример показывает, что ребенок, приступая к выполнению рисунка, основной акцент ставит на цвете, которым стремится передать настроение своего образа, а все остальное отходит на второй план. (цв. вкл. рис. 17)

Апперцепция в рисунках детей

Рис. 17. Алиса (2 г. 5 мес.). Осень

Осмысленность напрямую связана с особенностями функциони­рования зрительного аппарата. Каждый акт восприятия выразитель­ных средств, используемых в том или ином произведении изобрази­тельного искусства, характеризуется способностью ребенка припи­сывать своему рисунку или рассматриваемому образу определенный смысл. Осмысленность восприятия зависит от умения дошкольника целенаправленно наблюдать и обследовать изучаемые объекты (худо­жественные образы), выделять в них выразительные средства, которые впоследствии он сам использует для создания своих рисунков.

Таким образом, можно говорить о взаимовлиянии восприятия, наблюдения, обследования художественных образов и объектов окру­жающей действительности, о зависимости этих процессов от способ­ности ребенка к зрительному суждению.

 

Федя (3 г. 1 мес.) изображает подсолнух, красочно выполняет его цветок, семечки, потом листья, перекрывающие весь цветок, и поясняет: «А листья у меня будут крупные и темные, ими я закрою цветок, чтобы никто семечек у подсолнуха не взял», (цв. вкл. рис. 18)

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1090; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!