Английское барокко. Джон Донн как представитель метафизической поэзии
Поэзия Барокко проходит в Англии те же три этапа, что и английская литература в целом: период кризиса ренессансных идеалов, участия в гуще революционных схваток, художественное отображение и осмысление их итогов. Английскую поэзию Барокко на 3-х этапах отличают 2 черты: творческая мощь и окрашенное разными оттенками ощущение ломки существующих устоев. Представители: Джон Донн, Бен Джонсон, Драйден, Батлер.
Центральная фигура 1-го периода – Джон Донн. Д. сразу вступил как выразитель умонастроений, непривычных для ренессансных поэтических традиций, заговорил самобытным голосом. Поэт сам называет свой стих «грубым и диким». В более ранней поэзии Д. примечательна, прежде всего, склонность к острым контрастам, свобода, с которой совершаются переходы или скачки из «высокого» в «низкий» план, от возвышенно-платонической к натуралистической трактовке любви, от экстазов и восторгов к проклятиям и единой насмешке. Д. привлекали сложные чел-ва, преисполненные мучительных противоречий, их столкновение, переплетение, ожесточенная борьба. Художественные контрасты для Д. – отражение той парадоксальности, которая дарит, согласно его убеждению в жизни, композиция стихов у него строится не на логичном развертывании поэтической мысли, а на смене настроений и порождаемых ими образных ассоциаций.
К истокам восходит и избыточная метафоричность Д. Вещи и явления не наз. своими именами. Все в мире относительно и познается только через сопоставление, замещение и отождествление: одно через другое. Нередко метафоры становятся у Д. развернутыми, перерастают в аллегорию.
Показательные темы, охотно разрабатываемые Д.: муки и противоречия любви, страдание, причиняемое разлукой; смерть и ее философский смысл; превосходство осени, символа зрелости и заката, над весной, олицетворением юности и неосознанного слепого бурления жизненных сил.
Творчество Мильтона.
Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развитияхудожественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи сэтой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее.Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом,духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы.Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека.Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Совсем молодымчеловеком он переложил в стихи благочестивые псалмы, написал оду "Утророждения Христа", элегии, скорбные эпитафии. Среди набожных размышлений обедах и бренности жизни только однажды попадутся читателюиронически-шутливые поминальные стихи об университетском вознице. Хотя поним можно видеть, что юмор не совсем был чужд Мильтону, но другихсвидетельств об этом не сохранилось. В целом стихи говорят нам о серьезной
настроенности молодого поэта.
Мильтон написал в молодости сравнительно немного. Слабых стихотворенийсреди этого немногого нет. Молодой поэт удивляет редким владением формой.Слово, ритм, мелодия стиха - все отработано, отшлифовано. Поражает в молодом поэте полное отсутствие любовных мотивов. Его лиране настроена на этот лад. Но он отнюдь не отшельник и видит мир во всей егокрасочности. Об этом лучше всего говорят два шедевра молодого Мильтона - его
диптих "L'Allegro" и "Il Penseroso".
Почти вся поэзия молодого Мильтона проблемна, как только что названныедве поэмы, противопоставляющие два мироощущения. Молодого Мильтона волнуетвопрос - как жить не бесплодно, каким быть, чтобы не посрамить высокого
назначения человека?
Эти две поэмы - переход от жизнерадостной поэзии Возрождения краздумчивой, подчас меланхолической поэзии, приходящей ей на смену. Такой жепереходный характер имеет пьеса-маска "Комос". У М. Комос -воплощение соблазнов, ведущих к бесчестию и к греху. Идеал поэта -нравственная чистота, и она торжествует в этом произведении."Люсидас" - признанный шедевр английской пасторальной поэзии, поэма опоэте, его высоком назначении и вместе с тем о хрупкости человека передлицом стихий. Размышления о безвременно погибшем юноше перемежаются уМ. раздумьями о том, успеет ли он сам свершить свое земное назначениекак поэт.В первый период уже пробиваются ростки тех взглядов и настроений,которые расцветут в позднем творчестве М.. Участие в общ.жизни оторвало Мильтона от поэзии, но и в годы революции он написал рядстихотворений. Некоторые из них были откликами на современные события,другие отражали личные переживания. Форма сонета, избранная Мильтоном длясвоих стихов, была еще одним свидетельством как его связей, так иотталкивания от поэзии английского Возрождения. Сонеты Мильтона принадлежатк числу вершинных явлений в этом жанре. Все написанное Мильтоном за сорок лет, при несомненном мастерстве,
меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай".
мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности. Основу сюжета
"Потерянного Рая" составляют библейские легенды,то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали какпоэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящемуразобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что"П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчасвступает в прямое противоречие с ним.В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались дверазные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения ипуританская религиозность."П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; наодной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; надр падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклитдемонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речиобитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небесдухи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, какони его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он длянизвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог былвыстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличнаявласть. В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейскогопредания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог -воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот жебог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется сземными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствоватьтем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическимнепокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость поотношению к любой тирании, земной и небесной.Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизируетборьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" являетсяотражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностьюопределена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжатьборьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовитсясоздать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с путидобра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовалозло. Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящихчеловека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтонподнял на новую философскую высоту.История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символическийсмысл. В ней противопоставляются два состояния человечества - изначальноерайское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и незнали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде,М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когдаони вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Номог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо какзнание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природечел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии.Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в ихлюбви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своейтелесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всегоэто проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить сней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляюти любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но оназавершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адамапосле изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве.Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что ониобречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы иопасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всехсвоих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна. Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдьне проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позицийгуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека. "П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаилизлагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба идвижение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовномначалах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности, Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданногоблагородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучатвеличественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог,проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительностипроисходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разныетональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны,медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полныедостоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатанакак вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но,выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логикуи хитрость искусителя. Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны игромадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующийсодержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучимвоображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказамногокрасочными описаниями.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3736; | Поделиться с друзьями:
|
Мы поможем в написании ваших работ!