Плутовской роман в испанской литературе 17 века.С Д. Кеведо «история жизни пройдохи по имени Дон Паблос»



Испанское Барокко. Л.де Гонгора и Ф.де Кеведо. П.Кальдерон и его драма «Жизнь есть сон»

17 столетие-это эпоха кризиса во всех сферах в Испании. Барокко стало ведущ.направлением в исп.литре этого столетия.

Гл.теоретиком исп.Б. был Бальтазар Грасиан – автор трактата филос.хар-ра, гл.его сочинение «Искусство изрященного ума». Этот трактат считается манифестом исп.Б. Он пытается одним из первых разграничить научное и худ.познание действительности. Он явл.основоположником КОНЦЕПТИЗМА-это направление в исп.поэзии. Его сущность- раскрытие глубинных и неожиданных связей различных объектов через слово и мысль. Т.е. умение сопоставлять совершенно разные идеи и понятия, между ними находить нечто общее, какие-то внутр.логич.связи. Акцент на изрященный ум.

Луис де Гонгора представляет аристократич.Барокко, Франческо де Кеведо- демократическое Б.

В Испании 2 разновидности Б., кот спорили между собой. КУЛЬТИЗМ-Л.де Гонгора представлял его. По мнению Гонгора искусство должно служить не многим избранным. Нарочитая сложность его стихов ограничивала круг читателей. Стиль Гонгора-темный.Это форма выражения неприятия безобразн.дейст-ти. Он пытается возвыситься над дейст-тью. Его стихи насыщены сложн.метафорами, отражающими пессимистич.взгляд автора на мир. Поэма «Предание Полифеля и Голатеме», «Одиночества», стих-ие «Пока руно волос твоих течет».

Убежденным противником темного стиля был Ф.де Кеведо. Большинство пр-ий явл.сатирическими. Он снижает даже выс.мифилогич.темы. Унего есть смелые политич.сатиры, обличает соц.пороки. Одна из ключевых тем- всевластие денег. Роман «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Это яркая сатира на исп. Жизнь, классич.образец плутовского романа.

"ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН" П. Кальдерон.Явь и сон, иллюзия и реальность здесь теряют свою однозначность и уподобляются друг другу: sueno по-испански не только сон, но и мечта; поэтому «La vida es sueno» можно перевести и как «Жизнь есть мечта». Мечта истолковывается у Кальдерона вовсе не в сентиментально-благостном духе: узнав, что он принц, и получив возможность осуществить свою мечту о свободе, С. ведет себя как чудовище. Безграничная свобода оказывается одной из самых вредных и опасных иллюзий: С. предстоит понять, что человеческая свобода — не беспредел, что она подчиняется нравственным законам. В постижении этих законов происходит становление личности С., выявление его подлинного «я». «Жизнь есть сон» — истинно христианская драма, так как именно христианство столь решительно указало на исключительное значение душевной жизни и поставило важнейшую задачу управлять своими внутренними состояниями, подавляя в себе злые, греховные желания и порывы. И вместе с тем «Жизнь есть сон» — это социальная драма (такое соединение характерно для барокко), показывающая, что становление нравственного «я» возможно лишь благодаря осознанию своей ответственности перед другими. До встречи с Росаурой С. рос, не зная никого, кроме своих тюремщиков, ненавидя их и сами небеса, обрекшие его на жизнь в неволе. Эта ненависть выплескивается во дворце самым пагубным образом. Возникшее чувство к Росауре, чувство любви (а любовь — это одна из главных христианских добродетелей), — помогает ему понять, что нельзя быть человеком, живя одной лишь ненавистью, что прочнейшие отношения, связывающие людей, — добрые отношения («Так знай добро живет вовеки, хоть ты во сне его свершил»). Любовь и добро — мосты к людям и к вечности. Поверив в это, С. преодолевает «донжуановское» состояние — рабское подчинение инстинктам, бездумным и бездушным вожделениям. Однако, как подчеркивает Кальдерой, борьба противоположных начал — интеллекта и нерефлектированных импульсов, ненависти и любви — длится вечно. В финале принц отпрааляет в башню-тюрьму вызволившего его из нее мятежного солдата, и образ башни-тюрьмы воспринимается в символическом смысле: в тайниках души вечно скрывается нечто мятежное, что надо подавлять неустанно.

С. же приходит к выводу, что самое страшное — зло, живущее в нас самих. Будущий властелин страны, как и любой человек, должен прежде всего научиться властвовать над собой. Свирепый бунтарь против неволи, преодолевая в себе эгоистическое своеволие, сознает, что свобода неотделима от строгих обязательств и что решающий шаг к справедливости — способность самому быть справедливым и великодушным с другими. О становлении нового С. зритель узнает благодаря прекрасным, открывающим его душевные движения поэтическим монологам. В финале герой появляется во главе мятежного войска; король Басилио в отчаянии падает к ногам сына. Но принц бережно поднимает отца и сам становится перед ним на колени, одерживая главную победу над собой, над своей мстительностью и гордыней.

плутовской роман в испанской литературе 17 века.С Д. Кеведо «история жизни пройдохи по имени Дон Паблос»

В 17 веке Испания вступила в полосу глубокого политического и социально-экономического упадка. Но в Испанской культуре именно этот период определяется как «Золотой век»

«Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение», совпадающее с годами правления Филиппа II (1556-1598) и первый, наиболее плодотворный, этап развития культуры барокко [время правления Филиппа III (1598-1621) и Филиппа IV (1621-1648)]. В «золотое» столетие творили М. де Сервантес,Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон, Луис де Гонгора-и-Арготе, Гарсиан, Франсиско де Кеведо и другие выдающиеся прозаики, поэты, драматурги. Литература «золотого века» отмечена кардинальными жанровыми новациями в сфере прозы и драматургии, существенными изменениями поэтического языка.

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН— самый значительный и характерный жанр испанской прозы эпохи барокко (XVII в.). Его прототип — анонимная повесть «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1554) — создан еще в годы расцвета гуманизма в Испании. Однако первый продолжатель начатой автором «Ласарильо» жанровой тра­диции — Матео Алеман — появился почти полвека спустя. Глубокий кризис, охвативший испанское государство на рубеже XVI—XVII вв., идеологическое наступление католицизма на ренессансное свободомыслие, контрреформация, массовое бродяжничество (толпы бродяг, в большинстве — бывших солдат-авантюристов, наводнили дороги Испании) — эти и другие факторы создали историчес­кую реальность, в которой возник роман Алемана «Гусман де Альфараче» (1599—1604). За ним последовали «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (написана до 1604 г., опубликована в 1626 г.) Франсиско де Кеведо. Отличительные черты плутовских романов: построение повествования от первого лица — большая часть их стилизована под «автобиографию» героя, рассказывающего о своих похождениях и житейских невзгодах; двойной ракурс, как правило, выдерживаемый повествователями: события то изображаются с «наивной» точки зрения их непо­средственного участника, получающего один за другим уроки жизни, то оцениваются с высоты накопленного рассказчиком к моменту написания его мемуаров жизненного опыта; сложная ком­позиция, одновременно и линейная — сюжет развивается как серия расположенных в хронологи­ческой последовательности эпизодов, и циклическая — изображение ограничено сферой индивиду­ального опыта рассказчика, очерчено кругом его судьбы. Герой жанра — пикаро, плут и мошенник, ценой утраты собственного достоинства пытающийся приспособиться к новым условиям существования. Для этого он вырабатывает в себе необходимые навыки и создает свою житейскую философию. Открытие обусловленности характера и мировоззрения героя средой — одно из главных завоеваний жанра. Выходец из низов общества, пикаро жаждет подняться по социальной лестнице, но терпит поражение. Невозможность изменить жизнь к лучшему осмысливается им (и стоящим за ним автором) как исконный удел человеческого бытия, бессилие человека перед лицом жестокой фортуны. Плутовской роман воссоздает широкую панораму испанской действительности XVII в. со специфически плутовской, «низовой» точки зрения. Гротескный стиль первых плутовских романов — игра противопоставлениями «верха» и «низа», «шуточки со смертью» (выражение Луиса Велеса де Гевары), обилие физиологических мотивов, пародирование «священных материй» и т. д. — в пос­ледующих образцах жанра постепенно перерождаются в натурализм и прециозность. Историческая жизнь жанра завершилась к середине XVII в.

Франсиско Кеведо-и-Вильегаса (1580–1645) сатирик и философ, лирик и политический деятель, один из последних представителей лите­ратуры испанского Возрождения. Получив блестящее разностороннее образование, Кеведо с 1611 г. жил при дворе вице-короля Неаполя герцога Осуны, который поручал ему ведение ряда государ­ственных дел. В 1620 г. герцог впал в немилость, и Кеведо был выслан в свое имение. В 1639 г. он подвергся новым гонениям за сатирические выпады против высокопоставленных особ и был на четыре года заключен в монастырскую тюрьму Сан Марко де Леон. В политических трактатах Кеведо выступает с критикой общественно-политического строя Испании. В художественных произведениях он часто обращается к теме народных бедствий, упадка, переживаемого страной, злоупотреблений и бездарности представителей государственной власти. Наибольшей известностью пользуется его сатирический цикл «Сновидения» (1627), где дается резкая критика испанской действительности, и плутовской роман «Пройдоха». Большой смелостью и остротой отличаются отдельные стихотворные сатиры, часто окрашенные в мрачные, пессимистические тона.

роман История жизни пройдохи Паблоса, примера бродяг и зерцала мошенников (1626), пожалуй, лучший образец плутовского испанского романа, в котором сочетаются забавное повествование о плутах и пройдохах и поиск нравственного идеала.

История жизни пройдохи по имени дон Паблос (1626) — один из образцов плутовского жанра в испанской литературе. По форме — это жизнеописание (рассказ ведется от первого лица) авантюриста-бродяги, ищущего жизненной удачи. Роман Кеведо представляет собой язвительную и пессимистическую сатиру на нравы совр писателю общества. Пестрая галерея персонажей носит причудливо-фантастический характер. «Ученый муж» Кабра, скупость которого не знает предела, хвастливый солдат, босяк, желающий казаться благо­роднее короля, изображающий отшельника картежный шулер сменяют друг друга на страницах романа, соперничая в мошенничестве. Плоть от плоти этого общества и герой романа Паблос, «пример бродяг и зерцало мошенников», откровенно циничный в своих поступках и суждениях.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!