Преемственность в художественном образовании
Детей дошкольного и младшего школьного возраста
Преемственность определяется как связь между разными этапами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. То есть в новом всегда сохраняются элементы предшествующего этапа развития.
Таким образом, преемственность - это одна из объективных закономерностей развития любого явления, благодаря ей развитие непрерывно.
Существует преемственность и в развитии детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, преемственность в развитии личности ребенка. Сущностный характеристикой личности является развитие творческих способностей человека, творческости как качества личности.
Преемственность в развитии творческой сущности личности в разные возрастные периоды и на разных ступенях образовательной системы определяется необходимостью, которая обусловлена социальным заказом к системе образования (обществу необходимы творческие личности). В условиях художественной, изобразительной деятельности в силу ее специфики, объективно творческого характера имеются большие возможности для развития творческой личности.
Однако преемственность, будучи и закономерностью, и необходимостью развития творческой личности, может быть стихийной, фрагментарной, неполноценной, если специально не создавать условия преемственного развития.
|
|
То есть система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить преемственность в развитии творческих основ личности. Таким образом, преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в системе образования. Эта преемственность проектируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми.
На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода).
В предыдущих главах специфика творческого развития личности дошкольника в условиях изобразительной деятельности рас- сматривалась нами в связи со всеми вышеназванными моментами. Доминирующая потребность детей раннего возраста (с года до трех лет) - освоение предметного мира и способов действия с ним. Предметная деятельность, в которой в основном и удовлетворяется эта потребность, существенным образом влияет на характер изобразительной деятельности и возможности психического, личностного развития ребенка в ней. Как следствие, это повлияло на конкретизацию задач, содержание, методы руководства этой деятельностью в раннем возрасте.
|
|
В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившаяся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потребности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изобразительной деятельности (§ 3). Творческое воображение развивается наиболее интенсивно в этот стабильный период, поэтому задача развития творчества, продуктивного воображения является доминирующей в системе развивающего обучения на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности дошкольников. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребенок мог выразить свои замыслы.
Именно поэтому в дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства - творческое воображение. Значение творческого воображения в дошкольном возрасте непреходяще. Оно крайне важно для его последующего развития в более зрелые годы и обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.
|
|
Линия развития творческого воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе.
Однако в начальной школе у детей появляется новый способ креативного познания мира - теоретическое мышление, которое формируется в учебной деятельности. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изобразительной деятельности, осознание причин ее несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других людей) у старших дошкольников зарождается новая потребность: овладения знаниями и более совершенными способами деятельности (адекватными оценкам и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становится ведущей в начальной школе.
|
|
Процесс обучения детей на уроках предполагает задачу формирования соответствующих знаний и умений в сфере изобразительного искусства как одну из главных. Однако характер освоения этого материала может быть как механическим, чисто репродуктивным, так и творческим, креативным, на уровне творческого мышления. В.В.Давыдов продуктивное воображение, доминирующее в развитии дошкольников, считает основой творческого мышления младшего школьника. Он рассматривает эти способности как самоценные и равноценные составляющие единой линии творческого развития детей - это и есть, по его мнению, основание преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования.
Креативное, творческое мышление младшего школьника — это как бы новый качественный отрезок в единой линии развития творческих способностей человека. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления - в форме абстрактных понятий.
Таким образом, в начальной школе задача освоения специфических знаний, умений сохраняется при наполнении ее более сложным содержанием (например, некоторые законы линейной и воздушной перспективы). При этом процесс освоения идет более совершенным способом креативного познания - творческим мышлением, позволяющим осознать принципы, закономерности создания художественного образа.
В плане преемственности получает дальнейшее развитие способность ребенка самостоятельно ставить изобразительные задачи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия (например, целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гибкость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п. То есть в начальной школе продолжается процесс освоения, деятельности на более высоком, более осознанном уровне.
В то же время вне уроков не должна потеряться самостоятельная художественная деятельность детей, возникающая по их инициативе. Главный смысл этой деятельности, как и у дошкольников, - творческое самовыражение. Знания, умения и опыт творческой деятельности занимают в этом случае подчиненное положение. Доминирующим психическим процессом в такой деятельности является творческое воображение. Смысл этой деятельности - в создании ребенком оригинального образа, адекватно отражающего его чувства, мысли, устремления. Именно в такой свободной форме изобразительной деятельности наиболее ярко продолжается собственная линия развития творческого воображения детей-школьников как одной из сущностных характеристик творческой личности.
Развитие творческого воображения младших школьников может продолжаться в начальной школе и в рамках кружковой, студийной работы, на некоторых уроках по изобразительной деятельности, где рисование идет на свободную тему.
Таким образом, преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.
Один из подходов в решении задачи развития творческого воображения школьника в единстве с формированием специфических знаний, умений реализован в программе по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Эта программа в большей степени отвечает идеям преемственности в развитии и художественном образовании детей. Существуют и другие программы, пытающиеся решить задачи развития творческого воображения и формирования изобразительных навыков и умений в единстве.
В школе В.В.Давыдова в настоящее время разрабатываются программы преемственности в развитии разных форм креативного познания: творческого воображения и мышления.
Анализ практики преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста показывает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форсировании темпов психического развития детей дошкольного возраста, стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из начальной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как ведущего вида деятельности. Все это пагубно скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребенка. Главная причина такого явления - непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритетности определенных сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте.
В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей-дошкольников сохранять и развивать при последующем обучении их в начальной школе.
Это должно проявляться в первую очередь в развитии ребенка как субъекта изобразительной деятельности. То есть его развитие сопряжено с дальнейшим освоением им этой деятельности. В первую очередь с развитием общественно направленных мотивов деятельности, желания выполнить работу, производящую впечатление на других людей (выразительную и своеобразную). Соответственно должна быть преемственность и в усилении учебных мотивов, развитии потребности заниматься данным видом деятельности, осваивать ее на более высоком уровне. Преемственность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех ее структурных компонентови становлении ее на самодеятельном уровне. То есть у младшего школьника получает дальнейшее развитие способность ребенка самостоятельно ставить изобразительные задачи (целеполагание). Осуществлять адекватные действия (более совершенное восприятие, замысливание образа, более высокий уровень изображения, контроля и оценки). Как следствие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъектного развития ребенка органично включает в себя развитие всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой.
В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребенка, творческости как качества личности. Это обусловлено двумя факторами:
- сущностной характеристикой личности является способность к творчеству;
- изобразительная деятельность по своей сути в ее высшем уровне развития в обществе - это сфера творчества.
Полагаем, что проблему развития личности младшего школьника в условиях изобразительной деятельности следует рассматривать так же, как и дошкольника, а именно: в общей системе работы по развитию личности во всех сферах и видах деятельности (не только учебной).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М., 1986.
- Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
- Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1997.
- ВенгерЛ.А. Педагогика способностей.- М., 1973.
- Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
- Выготский Л. С. Психология искусства. - 2-е изд. - М., 1968.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996.
- Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
- Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1988.
- Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1966.
- Запорожец Л. В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
- Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980.
- Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
- Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985.
- Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., 1984.
- Кузин В. С. Психология. - М., 1997.
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб., 1996.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.- М., 1965.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
- Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.
- Пантелеева Л. В., Каменев П., Станоевич-Кастори. Художественный ручной труд в детских садах СССР и СФРЮ. - Москва; Белград,1987.
- Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. -М., 1972.
- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова. - М., 1969.
- Сергеева Д. В. Взаимосвязь занятий по конструированию и ручному труду // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/Под ред. Р.С.Бурс. - М., 1987.
- Сергеева Д. В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - Вып. II. - М.; Л., 1947.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М., 1961.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М., 1956.
- Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г. С. Лепка в детском саду. - М., 1986.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
- Щадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996.
- Элъконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития детей в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1995.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………………….
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1854; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!