Аппликация как разновидность ручного труда



К концу дошкольного возраста дети могут овладеть разными видами аппликации: созданием декоративного узора, изображени­ем предмета или сюжета.

Дошкольники могут использовать разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, цветы, семена, плоды (флористика). Им доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм - квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кру­гов, овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

В аппликации применяется разная техника прикрепления дета­лей к основе (картону, ткани): наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.

Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но и общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необхо­димые материалы и средства для ее реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.

На протяжении дошкольного детства данный вид труда услож­няется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:

а) разнообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) разнообразнее и сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одной ма­териале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) работы становятся все более выразительными за счет комби­нирования материалов и разнообразия техники исполнения, обо­гащения цветовой гаммы и композиционных решений.

Конструирование из бумаги как разновидность ручного труда

Бумага - благодатный материал, легко поддающийся преобра­зованию.

Поделку из бумаги одного и того же содержания можно соз­дать разными способами, например: сгибая прямоугольник или квадрат пополам, выкраивая полый куб или брусок по шаблону, чертежу и др. И любым из этих способов можно изобразить дома, машины, животных, людей, разные игрушки. Комбинируя разные способы создания бумажных поделок, ребенок может выполнить самостоятельно множество вариантов.

Когда ребенок начинает делать фигурки людей и животных, у него появляется желание украшать: «одевать» их в нарядные платья или фартук, наклеивая квадратную, круглую или прямо­угольную форму. Фартук или платье можно украсить узором чередующихся разных геометрических форм (кайма) или более сложной композицией (по углам, сторонам, в середине, по кру­гу). Педагог побуждает детей выбрать цвет бумаги для деталей с учетом цвета фона: юбочки у матрешки, фартука у рыжей лисы или белочки и т.п.

Поделка, украшенная аппликацией, где использованы все сред­ства выразительности (форма, цвет, композиция), приобретает для ребенка художественную ценность. Он любуется ею, радуется своему созданию и готов участвовать в дальнейшей работе.

Во всех возрастных группах возможно совмещение аппликации и конструирования как вариантов ручного труда. Усложняются только характер, способ создания поделок и способы аппликативного украшения. А в старшем дошкольном возрасте они используются на вариативном уровне.

Конструирование из бумаги на протяжении дошкольного воз­раста развивается в следующем направлении:

а) разнообразнее становится содержание поделок;

б) усложняется способ их создания;

в) поделки становятся все более выразительными за счет ком­бинирования способов создания деталей, сортов бумаги и разно­образия украшений;

г) осуществляется переход от создания отдельных выразитель­ных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсце­нирования сказок, к играм с мелкими игрушками (заячья избушка в лесу; Красная Шапочка и Волк на лесной дороге; квартира для куклы (кухня, спальня, комната и т.п.).

Конструирование и шитье мягких игрушек

Наиболее доступны для самостоятельного исполнения в старшем дошкольном возрасте цельнокроеные (по шаблону) игрушки. Дети по шаблону выкраивают два силуэта изображаемого предмета, при­шивают детали (глаза, нос и т. д.), а затем набивают их ватой.

Сложнее изготовление игрушек путем выкраивания (по шаблонам) отдельных деталей, каждая из которых сшивается и набивается отдельно, а затем конструируется целостное изделие. На­чинать работу с детьми нужно с цельнокроеных игрушек. Изменяется техника сшивания деталей: наиболее простой на­ружный шов через край (обметочный, без вывертывания сшитых деталей) заменяется сложным швом «вперед иголкой». Сшитые таким образом детали вывертываются.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным уча­стие детей в таких видах ручного художественного труда, как лос­кутное шитье, плетение, ткачество, вышивание. Знакомство с образцами народного творчества и самостоятельное выполнение детьми простых изделий приобщают дошкольников к традициям своего народа, к истокам народно-прикладного искусства.

Художественный ручной труд в детском саду - это и организо­ванный педагогом процесс обучения аппликации и конструиро­ванию, и самостоятельная художественная деятельность детей.

Занятия по аппликации

Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:

1. Формирует умение составлять декоративный узор из раз­личных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из от­дельных частей; изображать сюжет.

3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепле­ния их к основе.

4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цвето­вые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей груп­пы.Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ре­бенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрос­лого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный пе­риод для развития детской активности и самостоятельности.

Педагогические задачи,решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который под­дается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага раз­ного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструмен­тах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полу­ченное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.

Содержание работв этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые про­стые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки живот­ных и др.).

Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выпол­няя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппли­кацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц. Следует заметить, что некоторые авторы (Д.И.Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет.   Это расширяет возможности детей в дальнейшем выпол­нении аппликаций, так как они к 3-3,5 годам могут сами подго­товить для работы некоторые геометрические формы - отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогом линии или разрезать по сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе.

Овладение специфическими действиями с материалом, инстру­ментами, предметами в раннем возрасте происходит через обще­ние со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования -материалов и т.д. в совместной с ним деятельности.

 Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это дей­ствие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие - это отрывание, затем сминание - сначала круп­ных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатыва­ние шариков, самое сложное - это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепен­ное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что исполь­зуется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков - веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подго­тавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.

Первые совместные со взрослым ручные результативные дей­ствия, включенные в контекст создания определенного «продук­та» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого воспри­ятия формы, цвета; они еще самостоятельно не замысливают изо­бражения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть по­ставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с озна­комлением с ними на занятиях по математике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюже­ты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3.Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широ­кие несколькими взмахами ножниц.

4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку вы­полнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выпол­нять узоры в «холодных» и «теплых» тонах; находить углы, сере­дину листа бумаги и в них располагать детали узора.

Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппли­кации в средней группе, где решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материа­лов (бумаги, ткани) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широ­кое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрастетверже и увереннее действу­ет рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для полу­чения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симмет­ричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочет­ся использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого.

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными спо­собами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов; можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. В отличие от подобных бумажных изде­лий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей 4,5-5 лет можно учить аппликации из сухих листьев рас­тений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геомет­рических форм: полосе, квадрате и т.д.

Для того чтобы дети овладели техникой приклеивания листоч­ков на бумагу, надо помочь им сориентироваться на особенности сухого листа - он хрупкий, легко ломается.   Поэтому нельзя намазы­вать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движени­ем кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых (стрекоза, бабочка, жук); животных (еж, заяц и др.); фруктов, овощей, человека.

Для передачи образа детям предоставляются другие материа­лы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, делая аппли­кацию бабочки, для брюшка можно использовать не только лис­точек, но и тонкую веточку; для глаз - мелкие семена. А можно и нарисовать брюшко и глазик.

В старшем дошкольном возрастедети овладевают более слож­ной техникой вырезывания - симметричной, силуэтной, много­слойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут ком­бинировать технику.

Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей - пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные ап­пликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием, используемого материала.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные ап­пликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжет­ной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сна­чала выкладывается и приклеивается общий фон (земля, море, небо); затем предметы заднего плана, а потом среднего и передне­го. Детям 6 и 7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих ли­стьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выгля­дит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубиново­го листа - туловище бабочки и т.п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.

Систематическое обучение детей разнообразным способам ап­пликации из различных материалов создает основу для творче­ского выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержаниеаппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал(один или несколько в сочетании) и использовать разную технику,подходящую для более вырази­тельного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.

Занятия по конструированию

В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:

1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.

2. На основе анализа учить ребят планировать процесс созда­ния поделки, контролировать свою деятельность.

3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.

4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.

5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, получен­ные в аппликации; развивать художественный вкус.

6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конст­руированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбиниро­вать способы преобразования бумаги для достижения выразитель­ности поделки.

Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе де­ления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).

Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.

На 1-м занятиипедагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.

На 2-м занятиивоспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - по­мочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были оди­наковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямо­угольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).

На 3-м занятиизакрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Ко­леса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.

В дальнейшем педагог представляет детям возможность выби­рать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отлича­ются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количест­вом деталей, разными украшениями.

Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребе­нок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.

Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувст­во цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке вы­разительность.

В среднем дошкольном возрастедети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной ли­нии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемо­го таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины пря­моугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Ра­бота с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприве­денном примере.

Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырех­гранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе дан­ным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.

К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраставозможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие ли­нии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения ли­ний. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.

Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чер­теж полого куба. На этой основе можно сделать множество игру­шек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, жи­вотных, человека, домов и др.

Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети ус­воили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разре­зать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, нама­зывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь меж­ду выполнением правила и получаемым результатом. С усложне­нием чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.

Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.

Воспитатель строит работу не по линии расширения содержа­ния поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разно­го содержания.

Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чте­ния разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.

В подготовительной группевозможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с откры­вающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.

Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на ос­нове конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изго­товления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая нож­ницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ре­бенка делать круг с помощью нитки и карандаша.

На основе конуса можно сделать фигурки животных и челове­ка. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с голо­вой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.

Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - уз­кий). Старшие дошкольники владеют разными способами выре­зывания и могут разнообразно украшать поделки.

Забавные игрушки разного содержания можно получить на ос­нове цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, соз­данных таким способом, как и на основе конуса, зависит от осо­бенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.

Методы обучения

Обследованиешироко применяется как метод, помогающий ре­бенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их соче­тание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.

Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмот­реть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обра­тив внимание детей на строение(основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмот­реть иллюстрации других животных.

Анализ образца, выполненного педагогом. Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный ре­зультат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизиро­вать задачу, характер и последовательность действий, необходи­мых для ее решения.

В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми зна­ний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представ­ляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобрази­тельной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети от­бирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.

Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсор­ные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выби­рать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, на­пример, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.

В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных осо­бенностей, так и с точки зрения способов создания:

 - определить основу (общий способ) создания изделия;

 - определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;

 - определить технику создания деталей;

 - определить технику прикрепления деталей к основе и др.

Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие нату­ральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различ­ных аппликаций или конструкций из различных материалов.

Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изо­бражение предмета (например, животного на основе конуса), тре­бует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.

В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.

Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их харак­терные свойства, месторасположение деталей на основе. Наибо­лее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.

Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обсле­дованием изображения ставит и другую цель обследования: обна­ружение способа созданияосновы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конст­рукций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструк­ции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе соз­дания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.

Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом.Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предме­тов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщен­ный способих создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель под­водит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изобра­женные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычле­нении общего способа их создания. Но если на рисунке или фото­графии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изго­товления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа гото­вые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом рабо­ты, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это по­может максимально сосредоточить внимание детей на самом спо­собе работы.

Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы со­средоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предла­гает выбор из предметов мебели, не требующих особых украше­ний. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отли­чаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предло­жить детям в усложнении следующие варианты:

-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;

-домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;

- домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.

Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».

Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возмож­ность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необхо­димого для реализации цели.

Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса вос­питатель представляет поделки животных, людей и др. В резуль­тате у детей появляется перспектива более широкого разнообра­зия содержания работ на данном занятии и в последующей само­стоятельной деятельности.

Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообраз­ными способами, надо предоставить ребенку возможность анали­зировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, вос­питатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника.   Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.

Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать инди­видуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.

В художественном ручном труде ребенку небезразлично каче­ство результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отка­зывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рацио­нальные действия.

Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

- четко представлять алгоритм рационального действия;

- обеспечить совершенствование действия по линии осознан­ного и самостоятельного его применения;

- помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

- выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает на­правлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает уг­лы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движения­ми, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.

Поэтому при показе действий очень важно переключить вни­мание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.

Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это от­сутствие или недостаточность зрительно-кинестетического кон­троля за совершаемым движением.

Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослежи­вать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.

Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

Основным приемом показа нового действия, которое демонст­рируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд по­следовательных операций, составляющих «алгоритм» этого дей­ствия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определен­ных движений, содержит это действие:

- примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;

- придерживание совмещенных сторон одной рукой (с опреде­ленным нажимом, чтобы не разъехались);

- проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фик­сация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, что­бы не сдвинуть совмещенные стороны);

- проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).

Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.

Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример пока­за и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.

 

«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить попо­лам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся паль­чик до края бумаги и пришел обратно... «Давай походим по сгибу на цыпоч­ках», - говорит один пальчик другому. Встали пальчики на цыпочки точно на сгиб в середине и пошли в разные стороны. «Посмотри, - говорит один дру­гому, - какой острый сгиб получился».

 

Показ и объяснение идут неторопливо, фиксируется направле­ние движения пальцев на бумаге, положение пальцев и кисти руки, форма движения, результат, получаемый от движения пальцев. Братцы-пальчики присутствуют на каждом занятии, они по-разному гуляют по материалу без инструмента и с инструментом (с ножницами, с кисточкой, с иголкой).

В дальнейшем педагог побуждает детей использовать извест­ный им способ действия без показа. Например, чтобы сделать одинаковые окна у автобуса или домика из одной полоски, педа­гог спрашивает детей, как это сделать. Опять можно использовать игровые приемы: Незнайка (или сам педагог) забывает, как дейст­вуют пальчики, чтобы точно пополам разделить полоску.

По отношению к некоторым детям, испытывающим затрудне­ния в восприятии показываемого действия, следует использовать упражнение на основе подражания действиям взрослого. Педаго­гу нужно сесть рядом с ребенком, чтобы исключить «зеркальное»восприятие. Онмедленно показывает и объясняеткаждую опера­циюна своемматериале.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!