В какое время поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех?



Приведенная нами схема чтения двух Апостолов и пения двух прокименов и аллилуариев выглядит наиболее обоснованной, хотя в точности не приводится ни в одной богослужебной книге. М. Скабалланович высказывает мнение, что само молчание Устава «предполагает, что каждый из... прокимнов и аллилуиариев должен петься полностью; а то обстоятельство, что в некоторых из таких случаев... при втором прокимне дается и стих его, решает вопрос в направлении, совершенно противном принятой практике, т[о] е[сть] при двух проким- нах нельзя петь второй без стиха, а нужно 1-й и 2-й петь со стихом, след[овательно], 1-й два раза, а второй 2!/2 раза; аллилуиа же при 4 стихах 5 раз, и каждый раз по трижды». Очевидно, что приведенное мнение основано на том, что в некоторых случаях второй прокимен дается со стихом и второй аллилуарий имеет два стиха (например, память святых отцов VII Вселенского Собора, 11 октября).

Стихира, как показывает само название - песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения.

1) Стихиры на "Господи воззвах".

Современный устав знает ежедневное употребление стихир на "Господи воззвах". Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом "Творяй ангелы своя духи" и только на день Великого Канона, то есть в среду 5-ой седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на "Господи воззвах" поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир, Студийско-Алексеевский устав - 9.

Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:

· Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина.

· Вторую группу стихир на "Господи воззвах" составляют так наз. "Анатолиевы" стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в , или патриарха Константинопольского V века. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как "восточные", как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках.

· Третью группу стихир на "Господи воззвах" в субботу вечера составляют так наз. стихиры Павла Аморрейского. В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на "Господи воззвах", так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVII в.

· Последняя стихира в ряду стихир на "Господи воззвах", поемая обычно на "и ныне", носит особое наименование "Догматика", или иногда просто "догмата". Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.

В догматике 1-го гласа - догмат воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены;

- догматик 2-го гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям;

- в догматике 3-го гласа показан образ рождения Господа;

- цель рождения Господа и сотериологическое значение дано в догматике 4-го гласа;.

- в догматике 5-го гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы;

- неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике 6-го гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения;

- сверхъестественность и таинственность воплощения раскрыты в догматике 7-го гласа;

- 8-го гласа, дано нам положительное и краткое изложение этого важнейшего догмата христианства.

Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.

2)  Стихиры "на стиховне" или "стиховны".

Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму ["Господи воззвах" на вечерне или "Всякое дыхание" на утрене.], а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику.

"Стиховные" стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи.

Происхождение "стиховен" достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там "Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи". "Стиховнами" они названы в уставах IX в и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые "стихирами по алфавиту", напоминают первую главу трех стихир на "Господи воззвах". Приписываются они св. Иоанну Дамаскину.

3)  Хвалитные стихиры

Названные по имени "хвалитных псалмов" (148, 149, 150) Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия.

Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе - восемь.

Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый "славник" в воскресные дни и свое всегда одно и то же "и ныне" - "Преблагословенна еси...". "Славник" носит особое наименование "евангельской" стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия.

Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой "славник", евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.

 

23. Следованная Псалтирь, ее составные части.

В каких богослужебных книгах можно найти Пасхальную службу?Где находятся «паремии»?

Следованная Псалтирь — книга, содержащая Псалтирь и различные последования. Эта книга не имеет аналога среди греческих богослужебных книг. Полагают, что она составлена для славян святыми Кириллом и Мефодием. Содержимое книги состоит из четырех разделов: Псалтирь, Канонник, Часослов и Месяцеслов. Версия данной книги, которая была издана Московской Патриархией в XX веке, состоит из двух томов, причем 1-й том (часть I) содержит Псалтирь

Канонник - Канонник — содержит каноны Господские (покаянный и Иисусу Сладчайшему), Богородице (в том числе канон молебный 8-го гласа, канон 4-го гласа с акафистом и канон Одигитрии), каноны святым на все дни седмицы, вечерние и утренние молитвы, а также последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы по Святом Причащении. Эта часть используется при подготовке ко Святому Причащению, а также молебный канон Богородице 8-го гласа («Воду прошед...») поется на полиелейные праздники в случае отсутствия канона Богородице в Минее.

Том 2-й (часть II) — Часослов (только в этой книге находятся полные последования субботней и воскресной полунощницы, а также малого повечерия (тогда как в малом Часослове данные службы представлены схематически)) и Месяцеслов (ри содержит тропари и кондаки всех богослужений и дней года. Вообще, почти любой тропарь и кондак можно найти в Следованной Псалтири, причем иногда здесь находятся песнопения, отсутствующие в службе святого в Минее).

Кроме того, в конце второй части Следованной Псалтири находятся «Пасхальная таблица» (таблица, в которой указаны даты Пасхи и других подвижных дней и праздников на ближайшие несколько десятков лет) и краткий словарь церковнославянских слов.

 

Пслатирь следования 2 часть месяцеслов; Минея общая, Минея праздничная ; Триодь цветная.

 

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

 

24. Типикон и его содержание. Праздничные знаки Типикона, определяющие порядок богослужения.Какие пять видов богослужения вечерни и утрени обозначаются этими знаками?

Типикон — книга, содержащая уставные указания относительно совершения служб, а также некоторые богослужебные тексты (главным образом тропари и кондаки). Название этой книги является прилагательным, которое происходит от греческого существительного τόπος — «тип, образец, идеал». Таким образом, книга дает образец совершения служб, тот стандарт, которому необходимо следовать на практике. Другое, также распространенное название этой книги — «Устав» («Типикон, сиесть Устав», как написано на титульном листе книги).

Типикон состоит из двух частей, каждая из которых содержит 60 глав: основная часть и храмовые главы. Последняя глава 2-й части — Пасхалия — содержит указания относительно определения даты Пасхи, важнейшего христианского праздника.

Первый отдел делится на три части:

I-я часть - “Общая” (1-47 гл.)

2-я часть - “Частная” (48-51 гл.)

3-я часть - “ Дополнительная” ( 52-60 гл.)

Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - “Храмовые главы” (1-58). В них указаны, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 гл. - припевы на 9-й песни.

60 гл. - Пасхалия.

Великие праздники. Этим знаком обозначаются I двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также 5 великих недвунадесятых праздников: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Обрезание Господне (1 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), святых апостолов Петра и Павла (29 июня) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа). На великие праздники непременно совершается всенощное бдение, а все песнопения посвящаются только празднику (кроме случаев, когда праздник Богородичный или великого святого случится в неделю)

Святые со бдением (см. 26 сентября, 13 ноября и др). Этим знаком отмечена служба святому, которому положено совершать всенощное бдение. Служба бденного святого отличается от службы великих праздников только тем, что в ней на утрене перед каноном празднику положено читать канон Богородице.

Святые с полиелеем (см. 6, 9 октября и др.). В такие праздники бдение не положено, но отдельно совершаются великая вечерня и полиелейная утреня. На великой вечерне поется «Блажен муж», на «Господи, воззвах...» — 6 или 8 стихир, совершается вход и читаются паремии. На утрене поются полиелей, величание, степенны (1-й антифон 4-го гласа «От юности моея...»), прокимен, Евангелие, канон Богородице на 6 и святому на 8.

Служба с великим славословием (см. 23 сентября, 23 октября и др.). Совершается вседневная вечерня, на «Господи, воззвах...» поются стихиры на б из Минеи. На утрене по кафисмах бывают малые ектении, поется рядовая катавасия по каждой песни. Поется великое славословие, окончание утрени праздничное.

Шестеричный святой (см. 5, 6, 24 сентября и др.). Совершается вседневная служба, на «Господи, воззвах...» I поются стихиры святого на 6 и на утрене канон Минеи читается на 6 (отсюда и название «шестеричный»).

«Без знака» (см. 10, 27 сентября и др.). Служба святому, которому положено только 3 стихиры на «Господи, воззвах...» и канон на утрене на 4.

 

25. Святой Престол – понятие о нем, облачения, антиминс, дарохранительница, крест и Евангелие.Что такое «тропарь» и где он находится?

Св. Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви. Престол большею частью делается из дерева, но иногда бывает сделан из мрамора, золота или серебра. В Престол полагается в особом ковчежце частица Св. мощей в память обычая совершать Евхаристию во время гонений в катакомбах и даже после прекращения гонений, на гробах мучеников, и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Апок. 6:9). Св. Престол покрывается двумя одеждами. Нижняя одежда — льняная, называемая «катасаркием» или срачицей (сорочкой), напоминающая погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя — парчовая, называемая «индитионом» и напоминающая собою торжественное одеяние Господа, как Царя Славы. На Престоле находятся следующие священные предметы (рис. 126, л. 33):

«Антиминс» — шелковый платок со Св. мощами, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб, четыре Евангелиста и орудия страданий Спасителя20. (рис. № 130, л. 33). Антиминс завертывается в особый плат — Илитон (от греч. глагола είλέω = илэо = свертываю). Илитон возник от обычая христиан во время гонений приносить платки (скатерти) для сбора и покрытия приносимых для Св. Евхаристии веществ в случае внезапного нападения язычников. Однако, употребление антиминса и илитона осталось и после окончания гонений и им придано символическое значение погребальных пелен Иисуса Христа.

По церковным правилам Престол должен быть освящен архиереем, но архиерею не всегда бывает возможно это сделать, посему вместо Престола архиереем непременно освящается антиминс, в знак чего на антиминсе делается собственноручная подпись архиерея. Антиминс, освященный архиереем, свидетельствует о том, что богослужение в храме совершается с ведома и разрешения епископа.

Над Престолом в древности устраивалась иногда, как устраивается иногда и теперь, сень в виде шатра, называемая «киворием».

Дарохранительница, представляющая собою маленькую церковь с выдвижным ящиком, имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для причащения больных (см. рис. 127 — 129, л.33). — (а великим постом — и Преждеосвященные «Св. Дары и Св. Агнец»). В древности дарохранительница имела форму «голубя»21. и называлась «перистерием».

Крест и Евангелие полагаются на Престол с целью показать, что он служит местом присутствия, троном Самого Царя, Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь является древнейшим песнопением, с которого наша гимнография начала свое развитие (Скабалланович) Происхождение этого слова и, следовательно, его истинное значение объясняется по разному Слово troparion про изошло от tropaia, то есть "победный знак", трофей, в таком случае его смысл - прославить победу мученика над язычест вом, преподобного - над страстями и мифом, или Самого Спасителя - над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с "ирмосами" канона, если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарнои песни, то тропари обращаются к ирмосу tetraptai pros to. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от tropoV, то есть образец Уже у древних эллинов способ пения, "лад", в котором пелось, назывался тропот Древние лады лидикийский, миксолидикийскии иполидийский, фригийский и т.д. назывались "тропами".

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви, это - единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь - песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно - не псалом, ни библейская песнь, точно также как ц у римо-католиков "гимн".

В современном уставе слово "тропарь" употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари.

Надо прежде всего отличать так наз. "отпустительные" тропари, т.е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона.

Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни Об этом будет сказано ниже в связи с канонами.

3. Тропари на "Господи воззвах".

Иногда слово "тропарь" обозначает в Типиконе стихиры на "Господи воззвах", тогда говорится о "тропарях на Господи воззвах".

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т д.

Тропарь. Чаще всего это основное песнопение праздника, в котором рассказывается главное из церковного учения о празднике. Слово "тропарь" происходит от греческого глагола trepw, что означает "вращаю, обращаю." Что это значит? Это значит, что тропарь - это строфа, которая должна перемежаться с другими текстами. И название "тропарь" говорит о том, что этот текст должен быть "удобообращательным." Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами. Еще в тропарях есть такой секрет: чем он древнее, тем короче; тропари, составленные в новое время, обычно бывают очень длинными.

Слово "тропарь" может означать не только главное, основное песнопение праздника, но и нечто другое. Часто этот термин употребляется в древнем, широком значении: тропарь - это гимнографическая единица, строфа. Таких тропарей может быть много: из них состоят песни канона, они припеваются на Блаженнах.

 

26. Иконостас, понятие о нем, размещение икон и дверей в иконостасе.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!