Приложение Октоиха: столпы евангельские, евангельские стихиры и экзапостиларии



Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию — рукоположение, а через хиротесию — возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов.

Иподиакон — это помощник диакона при архиерейском служении. Он помогает архиерею облачаться, подает ему умывальницу для умовения рук, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением.

Пономарь — искаженное название парамонарий=παραμονη, что значит «пребывающий», то есть приставленный к алтарю церковный служитель, назывался также в древности свещеносцем, подает кадило, возжигает лампады, возжигает и носит свечи, звонит в колокола. В церковном Уставе он именуется также «параэкклисиарх» и «кандило вжигатель», возжигает лампады.

Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе. В чине хиротесии чтеца степень чтеца именуется «первой степенью священства». При пении на клиросе многих певцов, старший, руководящий всем пением, носит название «головщика». В древности, когда число богослужебных книг, вследствие переписки их от руки, было чрезвычайно ограничено, один певец громко возглашал слова песнопения, а за ним все прочие певцы повторяли. Это называлось канонаршить, а такой певец или чтец назывался «канонархом». В монастырях и некоторых мiрских храмах канонархи существуют до сих пор, ибо это очень украшает богослужение и делает более доступным слышание и понимание текста песнопений для молящихся.

1) Евангельские столпы. Это приложение дублирует 54-ю главу Типикона. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель и седмиц называется в Церковном Уставе «столпом». Таких евангельских столпов в году шесть, и время их начала в разные годы различно. Для того чтобы определить точно, когда начинается каждый столп Октоиха в известном году, нужно обратиться к «Пасхалии зрячей», находящейся в Типиконе и в Псалтири Следованной. Там в первую очередь следует найти ключевую букву, или ключ границ данного года. Найдя ее, затем необходимо отыскать ее в «Пасхалии зрячей», и в конце отдела при данной ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп Октоиха. Основное назначение этого приложения — определение утреннего Евангелия (вместе с ним и эксапостилария по 9-й песни, и стихиры евангельской) на заданный воскресный день года.

2) Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрене после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на хвалитных стихирах на «Слава» поется евангельская стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Слава») воскресная утренняя стихира поется перед 1-м часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствуют евангельскому утреннему чтению.

3) Воскресные утренние Евангелия. Здесь приводится текст 11 воскресных утренних Евангелий.

4) Троичны дневные на 8 гласов. Эти песнопения исполняются в седмичные дни Великого поста на утрене после «Аллилуиа».

5) Светильны дневные во всю седмицу. Читаются и поются в седмичные дни Великого поста на утрене по 9-й песни канона.

6) Эксапостиларии всея седмицы. Это светильны Октоиха, которые читаются по 9-й песни канона на вседневной утрене в течение всего года в периоды пения Октоиха, кроме периода Великого поста.

7) Троичны святого Григория Синаита. Эти песнопения поются на воскресной полунощнице после канона. Из остальных приложений можно выделить еще «Указ о службе всея седмицы», где отмечены основные особенности вседневной службы.

Светилен, есть песнопение, заключающее собою канон. После 9-ой песни и положено исполнение светильна или эксапостилария. По содержанию, сложности и напеву здесь должно быть постепенное нарастание седальны и чтения после них менее торжественны, кондак с икосом и Прологом торжественно проявляют данного святого или событие и, наконец, после 9-ой песни, перед самой торжественной частью (хвалитной) утрени вставляется песнопение особой напряженности или особой назидательности.

Значение имени этого песнопения говорит или о свете божественном, воссиявшем от гроба Господня, или о свете, просвещающем нас (постные, триодные светильны) и, находясь в конце утрени, перед рассветом и перед "Слава Тебе, показавшему свет", естественно возвещает этот рассвет духовный.

 

14. Священные одежды иерея и диакона.Ирмологий, его основное содержание и назначение.Когда поется трипеснец и какие песни входят в его состав?

Стихарь - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует собой "ризу спасения и одежду веселия", т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу.

Орарь - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых.

Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этиы дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий.

Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

Подризник - то же, что диаконский стихарь но с узкими рукавми. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь).

Епитрахиль - одежда, объемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два рдда, и напоминают орарь, сложенный вдвое.

Пояс - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей свободы движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя.

Фелонь - означает одежду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестам то она носит название "полиставрион'' ("крещатая риза"). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения.

Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасителя во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.

Ирмологий -наименование данной богослужебной книги происходит от двух греческих слов: ειρμός — «ирмос» и λόγιον — «речь, изречение, слово». Исходя из этой этимологии, название можно истолковать как «сборник ирмосов». Из наименования книги видно, что она содержит главным образом ирмосы. Кроме того, в ней содержатся также другие изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые предназначены для пения. Составлен Ирмологий в Греческой Церкви в XIV веке для удобства певцов: в нем были помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, Ирмологий стал предшественником современных богослужебных сборников, которые преследуют ту же цель: собрать в одной книге важнейшие песнопения из всех богослужебных книг.

1) Почти половину книги в соответствии с названием занимают всевозможные ирмосы канонов, поющиеся на всех службах в течение года.

2) Песнопения Божественной литургии, как полной, так и литургии Преждеосвященных Даров.

3) Степенные антифоны 8 гласов, которые заимствованы из воскресной службы Октоиха.

4) Изменяемые и неизменяемые песнопения утрени. В этой части существенное место занимают три варианта отправления канона с использованием библейских песней

5) Пасхальный канон с Богородичными, стихиры Пасхи и последование пасхального часа.

6) Избранные псалмы и величания, которые поются на полиелейной утрене.

7) «Припевы на 9-й песни на Господския, Богородичныя и великих святых праздники»

8) Богородичные стихиры и тропари — четыре приложения (те же самые приложения, что и в месячной Минее).

 

Трипеснец В период Постной и цветной триоди в седмичные (в субботу — четверопеснцы) поются каноны, состоящие из трех песней (в период Цветной Триоди такая особенность присуща малому повечерию). На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник — 1,8 и 9-я песни, во вторник — 2,8 и 9-я, в среду — 3,8 и 9-я, в четверг — 4,8 и 9-я, в пятницу — 5,8 и 9-я, в субботу — 6,7,8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы.

 

15. Архиерейские облачения.В каких богослужебных книгах находятся библейские песни?Время их употребления.Антифоны степенны, их применение при богослужении.

Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.

Саккос - слово греческое, означает "вретище", "рубище'' и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.

Омофор - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).

Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крестами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко опускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к незаблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного. На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы -подражатели и продолжатели Его спасительного служения, носят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.

В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый, У большого омофора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омофор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:

1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словесного стада: "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, -представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Евангелия является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Господа и вождя пастырей".

2. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.

3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: “Приимите, ядите...” После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христовы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.

4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.

5. Если за Литургией бывает хиротония, то на время хиротонии епископ надевает омофор.

Панагия, есть небольшая икона Спасителя или Еожией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.

В древности панагия представляла собой драгоценный складной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Матери, а с другой - икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.

Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.

Митра - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называется "шапкой” (Чиновник). Митра - царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает Христа как Царя Славы, Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гроба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на голове кидар. Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.

Мантия - верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1. всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном

 

Библейские песни являются второй основой нашего православного песнотворчества. Это суть гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их целого Израиля. Всего их в Библии записано 12, но не все они вошли в состав нашего богослужения (песни Деворы (Суд. V гл.) и Езекии (Ис. XXXVIII, 11-20) не вошли никак в богослужение наше).

Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослужение как основа нашего позднейшего гимнографического творчества, так называемых канонов, полных (9-ти песенных) и сокращенных (диодионов, триодионов и пр.).

1 песнь Моисеева (Исх. XV, 1-19) дала 1 п. канона.

2 [песнь Моисеева] (Вт. XXXII, 1-43) -- 2 п. канона.

3 [песнь] Анны (I Цар. II, 1-11) -- 3 п. канона.

4 [песнь] Аввакума (Aвв. III, 1-19) -- 4 п. канона.

5 [песнь] Исаии (Ис. XXVI, 9-19) -- 5 п. канона.

6 [песнь] Ионы (Ион. II, 3-10) -- 6 п. канона.

7 [песнь] 3-х отроков составила две песни канона:

- (Дан. III, 26-56) дала 7 п. канона,

- (Дан. Ill, 67-88) – 8 п. канона.

8 [песнь] Богородицы (Лк. I, 46-55) не создала отдельной песни канона, вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года, как т. наз. "Честнейшая", стоящая между 8-ой и 9-ой п. канона.

9 [песнь] Захарии (Лк. I, 68-79) дала 9 п. канона.

Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6-ой песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные – четные, исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала.

Собственно Б. п. совр. Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц, а также четверга 5-й седмицы Великого поста (см. Мариино стояние), канон на утрене должен стихословиться со стихами Б. п., к-рые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии.

Степенные антифоны

Часть торжественной полиелейной утрени, Степенны являются подражаниями так называемых степенных псалмов, т.е. 119-133 или "песней степеней". Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма, они-то и послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов восемь - по числу гласов. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.

 

16. Пасха и другие важнейшие праздники (двунадесятые и великие).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!