Социалистическая правовая семья



На примере Советской правовой системы

1) Если РГПС и АСПС возникли в течение длительного времени, эволюционным путем, то данная семья возникает исключительно революционным путем, который включает в себя почти полное отрицание преемствование компонентов прежним дореволюционных правовых систем (необходимость слома всего того, что существовало прежде – от всех компонентов старых дореволюционных систем). Но и задача как можно более быстрого создания всех необходимых компонентов, чтобы складывающиеся системы могли работать качественно. Отрицание преемствования было разным в разных странах. Болгария, Польша – работали старые избирательные законы, работали прежние Конституции и элементы юридической практики.

2) Алексеев: «Ведущую роль в становлении данной семьи и прежде всего Советской правовой системы сыграла политическая идеология, не научная доктрина, не элемент практики» - если даже сейчас вспомнить какие идеи оказали наибольшее воздействие на её становление, то их можно обозначить:

a. Идея права как инструмента классового господства

b. Идея революционной целесообразности, которой была подчинена идея законности. Калинин: «Плох тот революционер, который решая задачи создании нового общества останавливается перед незыблемостью, законы его не должны останавливать в достижении целей построения и создания нового общества».

c. Идея диктатуры пролетариата как новой политической власти не связанной законами – в частности проводится характеристика как нового варианта государства (полу-государства), которое не связано законами в своём функционировании.

d. Идея отмирающего права – была доказана почти во всех трудах начала 1920-ых – о том, что в условиях строящегося социализма право необходимо на несколько лет, чтобы закрепить завоевания революции и создать условия построения нового общества, затем заменяется нормами коммунистического общества.

e. Идея оправдания насилия прямого, массового, неконтролируемого ради построения социализма.

Влияние всех этих идей, как политической идеологии на становление новой правовой системы обеспечило максимально заидиологизированный характер доктрины и системы законодательства. 

Алексеев: «С самого начала данная система складывалась из 2ух разных компонентов: 1. Видимое право – официальные юридические источники с декретами, как центром правового регулирования, которые по содержанию и характеру были политическими документами; 2. «Невидимое право» - которое проявлялось в виде безотказно работающего механизма партийного регулирования (партийные инструкции и решения).

Мусульманская правовая семья.

Возникновение мусульманского права и правовой семьи связано непосредственно с появлением и развитием новой мировой религии – ислам а (7 век). Процесс распространения ислама был сложным и противоречивым. Во многих регионах Востока принятие Ислама проходило под влиянием принуждения, разъяснения. Но чаще было сопряжено с применением насилия, оружия. Интересно, что особенности генезиса мы узнаем не из документальных источников, не из научных работа из легенд и преданий, что характерно для Восточного мира (которые несут информацию о важнейших событиях истории). Нельзя игнорировать их содержания, для того, чтобы познать особенности формирования тех или иных институтов.

Почти все легенды рассматривая это время называют одну и ту же фамилию купца из Мекки Мухамеда (Мухаммад) – племенной вождь, арбит, человек, которому удалось со своими союзники объединить все племена в одно государство. Провозгласил себя посланником и пророком Аллаха, который решил его сделать сторонником своим, чтоб довести до людей свои заветы. В 640 году последователи Мухамеда выполнили огромную работу в течение 8 лет – они записали и систематизировали все проповеди Мухамеда, излагая содержание ислама – что составило текст КОРАНА (468 году) – с этого времени говориться о начале формирования мусульманского права. По своему содержанию ислам состоит из 3 компонентов:

· Теология – богословие – основная часть в религии, всё, что связано с именем Аллаха.

· Исламская этика – положения и нормы, определяющие характер взаимоотношения между люди

· Шариат – путь следования – включает в себя круг тех обязанностей, которые должны быть главными требованиями в жизни каждого правоверного мусульманина. В КОРАНЕ сформулированы в общем виде как принципы, стандарты поведения. Он говорит о том, что мусульманское право начинает утверждаться в виде обязанностей. Главная особенность КОРАНА и мусульманского права – те 3 вида социальных норм представляют собой классическое триединство – сплав.

С токи зрения юридической – обязанность давать милостыню не носит обязательного характера, а остается на уровне нравственном. 

Говоря о генезисе и о том, что мусульманское право возникло под влиянием новой религии, но и как компонент этой религии, в котором все религиозные особенности Ислама нашли своё отражение. Религиозное содержание имеют все компоненты мусульманского права.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!