Социалистическая правовая семья



Р. Давид: «Научная доктрина сумела на раннем этапе становления данной системы решить главные задачи, от которых зависело успешного развитие новой системы:

* Был разработан новый понятийный аппарат – разработал юридическую терминологию и правила законодательной техники.

* Разработала систему принципов права – как и в РГПС – не просто сделала вывод о том, на каких принципах будет строится данная система, но и приняла усилия, чтобы эти принципы были закреплены в законодательства. В основной части это были принципы-фикции, которые даже когда закреплены в законодательстве в реальной действительности не работали.

* Обосновала систему источников права, как наиболее соответствующую новому типу государственности и новым условиям жизни общества.

Французский автор делает акцент на все положительное, что было сделано.

Алексеев: «Советская юридическая наука – наука сложной, противоречивой и трагической судьбы» - прежде всего потому, что еще в октябре 1917-1918 – было принято партийное постановление о развитии юридической науки – главная задача – поддерживать, обслуживать господствующую, официальную политическую идеологию и комментировать, объяснять, доказывать научную ценность всех новых идей о праве и о новом обществе и имела «придворный характер». Работала наука в условиях полного запрета исследования и дискуссий.

Выводы о понятии права:

·  Право, основанное на марксистской доктрине – Советская юридическая наука была единственной наукой в правовом мире, которая поставила задачу – выработать единое общее право понимание, которое соответствовало доктрине и учитывало особенности новой общественной системы и одновременно давало представление о том – для чего нужно право в обществе.

·  Июль 1938 г – Право (Вышинский) – совокупность правил поведения (система правил поведения), выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается принудительной силой государства, в целях охраны, закрепления, развития общественных отношений, выгодных и угодных господствующему классу. (узаконенный произвол государства).

Функции права: закрепить, упорядочить и охранять те общественные отношения, котоыре выгодны и угодны правящему классу.

Особенности понимания юридической нормы в основных правовых семьях – отчасти, выводы о них напоминают представления о норме в РГПС – характеризуя норму-права как право в миниатюре – общее, не конкретизированное, формально определённое правило поведение, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения и работающее на те порядки, которые угодны господствующему классу.

Всякая норма права, как и право в целом – отличается своим политическим содержанием и направленностью. Норма публичного права – это политическая направленность, классовость.

Особенности понимания субъективного права – Отличалось государственнеческим характером (государственной природой) – вид и мера возможного поведения управомоченного субъекта, предоставленная ему государством и закреплённая в официальных источниках и обеспеченная государственной защитой и обязанностью определенных лиц.

Разница – как то, что дает государство, а может и отобрать, ограничить, заменить другими юридическими категориями (обязанностями, запретами). Сегодня пересматривается понятие «субъективного права», чтобы приблизить его к тому, которое идёт от РГПС, что «СП» зависит от интересов и потребностей, которые выражаются в естественных правах – это естественное право, поставленное под защиту государством собственными законодательными актами.

Мусульманская правовая семья.

Пока, главным фактом является то, что в Восточном мире и в мусульманских странах не было в прошлом и нет сегодня отдельной юридической науки как самостоятельной отрасли знаний. Здесь наука о праве является составной части Теологии (богословия) – они являются специалистами в области права. Знатоки права – богословы. Они сыграли главную роль, т.к на научную доктрину было возложено:

· Представители этого научного направления должны были объяснить истоки тех правил, которые составили содержание Шариата, что повлияло на их содержание.

· Именно научной доктрине богословам-юристам предстояло дать толкование и разъяснение неконкретных предписаний религиозных источников для правильного применения и для знакомства с содержанием религиозных источников населением.

Что такое право – говоря о нем утверждали - является результат божественного установления – нет такой силы и власти, которая была способна бы внести изменения, поправки и уточнения в текст Корана – они универсальны, вечны и неизменны и самого право не зависит ни от человеческого разума ни от внешних условий.

Право – свет (источник света), который исходит от Аллаха и его пророков и который ведет правоверных мусульман к светлому будущему.

Нормы права – нет норм права в традиционном классическом понимании (предписаний, установлений) – вместо них – присутствуют заповеди, поучения, проповеди, назидания без указания на последствия, котоыре могут появится в следствии их нарушения.

Нормы права – тот принцип, который установлен Аллахом, который основан на вере и который определяет общие рамки, модели и стандарт поведения мусульманина.

Субъективное право:

· Шариат основанный на система обязанностей и запретов не знает понятия субъективное право. Отсутствует такое право в этой семье

· Р. Давид – ни в доктрине, ни в источниках права ничего не говориться оправах, но утверждает, что субъективное права здесь существует как обратная сторона обязанности – ведь представить себе отношения, лицо которое обязано уплатить налоги корреспондирует определенное право (противостоит в реальной жизни право: возможность требовать выполнение данной обязанности и обратиться за поддержкой в соответствующие органы).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!