Билет 22: Понятие и значение логики философии Аристотеля
Аристотель – основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. Именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке. Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:
(1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди, (3) То все греки смертны.
Аристотель о причинах. Усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В соответствии с учением о сущности.
Аристотель проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин:
1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2) Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
3) Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей.
4) Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Билет 23: Аристотель о модели идеального управления обществом
Аристотель описывает три основных строя: царскую власть, аристократию, политию (демократию).
|
|
В своем идеальном государстве Аристотель подразумевает под гражданами только воинов, чиновников и, возможно, деятелей искусства, стоящих выше обычных ремесленников. От общего количества населения в государстве Аристотеля гражданами являются не большое количество жителей. В таком представляется вполне реальным добиться власти для данного "большинства". В любом обществе понятие воин и чиновник сами по себе означают, что данный человек состоит на службе у государства и имеет хоть минимальную, но власть над теми, кто к государству относится лишь как рядовой гражданин. Аристотель говорил о необходимости смешивать все государственные устройства.
Вывод: что Аристотель не считал демократию идеальным строем. Аристотель высказывался за аристократию.
Билет 24: Истоки, основные черты и этапы средневековой философии
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Философия получила название "схоластики" (опиралась на формальную логику Аристотеля)
|
|
Еще в 5 веке (христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.)
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия, но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет – Тертуллиан (из Карфагена, 2в.) – существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью. Не создав философских систем апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые стали основными для христиан философов (о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях).
Философия средневековья – теоцентрична (основная проблема – проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие Средневековую философию.
Этапы развития средневековой философии:
1) Этап патристики (2- 8 век, конец этапа – деятельность Боэция – первого схоласта)
2) Этап становления схоластики (7–12 вв.) – Боэций, Эриуген, П. Абеяр)
3) Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1176; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!