Билет 11: Милетская школа философии: особенности философского мышления



Милетская школа (VII-V вв. до н.э.) Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анаксимен и Анаксимандр

Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения «Из чего все?» - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Постановка вопроса гениальна, она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало апейрон (термин «апейрон» означает «беспредельное»)

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

 

Билет 12: Философия Гераклита

Гераклит(530 – 470 до н. э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство – изменчивость (его фраза: “В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: если мир изменчив, то, как его познать? (Основа всего – огонь, это и образ вечного движения).

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все – едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Кратил. Непочтительно относился к своему учителю – Гераклиту. Он ругал Гераклита: “В реку нельзя войти и один раз”. Согласно его рассуждениям мудрый тот, кто не дает названия предметам (они меняются).

 

Билет 13: Философия Пифагора (пифагорейцы; учение о гармонии и числе)

Пифагор (580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общего порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры (высота тона струны зависят от ее длины.) Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивостью сторон (мужское). Четверка - образ четырех элементов природы и т.д.. Мысль о том, что все в природе подчинено определенному числу соотношения благодаря абсолютному чисел приводила Пифагора к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к миру живого и человека.

                                         


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!