Билет 35: Взгляды философов социолистов-утопистов: Сен-Симон, Фурье, Монтескье



Анри(1760–1825)

Сен-Симон – проповедник индустриализма, понимаемого им не­сколько своеобразно. В системе индустриализма он усматривал путь к прогрессу общественных отношений. Краткое изложение его основ­ных идей именуют «Параболой Сен-Снмона».

Автор «Параболы» развивает следующую аргументацию. Если об­щество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество оста­нется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опира­ется на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто за­нят в промышленности, науке, сфере производства.

В обществе, по словам Сен-Симона, существуют две группы лю­дей: «пчелы» и «трутни», работники и бездельники. Первые – основа общества, от вторых нужно избавляться.

В отличие от классиков во главу угла Сен-Симон ставит распреде­ление не доходов, а собственности. Преодолеть социальное неравенст­во можно посредством справедливого распределения основных мате­риальных благ.

Выдвинутые Сен-Симоном идеи были во многом утопичны.Темне менее они оказали немалое воздействие на формирование идей со­циального равенства, социально-экономических преобразований.

Фурье

Все проблемы человеческого общества Фурье объяснял тем, что общество до сих пор не сумело познать предусмотрен Богом истинно справедливый "социальный кодекс". Этот кодекс базируется, по его мнению, на признании главным и решающим фактором общественного прогресса природных свойств человека. Итак, вся история человечества это путь от социального "беспорядок" и "дисгармонии" к социальной гармонии и справедливого социального строя. Мыслитель делил всю историю человечества на следующие периоды: дикость, варварство, патриархат и цивилизация. Факторами, которые обусловили переход от одного периода к другому, были развитие промышленности и изменение правового положения женщины в обществе.

Фурье считал, что только мирным путем - через сотрудничество и взаимопонимании всех классов - возможно преобразование неразумного и несправедливого устройства "цивилизации" в строй справедливый, где царит "социальная гармония", основой которой является дружественный союз всех социальных групп в рамках производственных ассоциаций, или, по терминологии Фурье, фаланг. Разделение труда в фаланге должен быть осуществлен в соответствии с индивидуальных наклонностей и способностей каждого. Все производственное, бытовое и культурное жизни членов фаланги регулируется в соответствии с человеческих потребностей и свойств. Такой уклад ассоциаций, по мнению Фурье, создаст наиболее благоприятные условия для творческого соревнования между представителями всех видов физического и умственного труда. В результате работа, которая по "цивилизации" является, конечно, принудительной, превратится для членов фаланги в наслаждение, в естественную жизненную потребность.

Монтескье

-Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

-Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

-Монтескье установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

-Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

 

Билет 36: Познание и его виды. Способы познания: рационализм и эмпиризм

Познание - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины

Виды: Уже на ранних этапах истории существовало

1) обыденно-практическое познание, поставляющее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. Основой данной формы была практика людей. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, интуитивные убеждения, предчувствия.

2) Одна из исторически первых форм - игровое познаниекак важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры - деловые игры, спортивные игры и т.п.

3) Важную роль играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности. В последнее время выяснилось, что мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазий, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

4) Важную роль играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности. В последнее время выяснилось, что мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазий, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Рационали́зм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля

Эмпири́зм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания. Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон

, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм)

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!