Развитие системы детских садов и задачи детского сада



Идею детских садов впервые высказал Фребель. По педагогическим соображениям он оценивал значение игры как основное и центральное. Основная форма труда ребенка — это игра. Нужно, однако, различать понятия игры и игривости. Игра для ребенка серьезна, это для него даже труд, в котором есть — и это особенно важно — полный простор воображению, придающий игре характер пластичности. Сплетение воображения и реального материала составляют ее природу. У Фребеля идея игры развивается дальше: путем подбора игр мы знакомим дитя с различными формами (геометрическими, числовыми, словесными), путем игры дитя изучает эти формы. В свое время система Фребеля в узком смысле — его «дары» (фигуры) — сыграла большую роль, но затем устарела, замененная более удачно подобранным материалом для детской работы.

Очень важный этап в развитии детских садов связан с итальянским врачом Монтессори(Montessori, 1870–1952). Занимаясь первоначально с дефективными детьми, она развивала мир их восприятий (преимущественно сенсорный) и затем перенесла выработанные ею методы на работу с нормальными детьми (в созданном ею «Доме ребенка»). В воспитании она отводит огромное место развитию сенсорного материала, и с этой стороны педагогические идеи Монтессори представляют большую ценность. Большой недостаток ее системы в том, что она не развивает воображения ребенка и его эмоциональной сферы. Неусвоение того, что есть эмоциональная жизнь, характерное для Монтессори, — односторонне и потому неверно.

Теперь в Америке и отчасти в Европе освобождаются от крайностей, присущих Монтессори, и начинают обращать внимание на эмоциональную сторону ребенка, на культуру выражения внутренних движений и на развитие творческого воображения. Это течение еще не окрепло, и поэтому из него выходят иногда неожиданные вариации.

Выражение «дошкольное воспитание» не очень удачно, так как детский сад представляет из себя хорошую начальную школу: в старшей группе изучается грамота, арифметика. Это просто ранняя школа для маленьких детей. Неправилен взгляд некоторых родителей, отсылающих детей в сад для того, чтобы чем-нибудь их занять, — они получают там воспитание и образование.

Задачи детского сада велики. Во-первых, ребенок продолжает в это время физически развиваться. Здесь имеет громадное значение исследование ребенка и периодическое врачебное наблюдение. В детстве из-за недосмотра легко происходит искривление костей, позвоночника, груди: некоторые дети не умеют правильно сидеть и ходить. Необходим надзор за работой легких, развитием мускулатуры, за развитием сердца, а также внимательное отношение к развитию отдельных органов — выше упоминалось уже об их неравномерном развитии. Часто сердце развивается медленнее, и в период замедленности не нужно ребенку позволять делать много движений. Расстройство работы почек после ангины или золотухи, неправильная секреция желез — это болезни, довольно частые у детей. Особенно существенно следить за нормальной работой органов чувств (зрение, слух). Чрезвычайно важен подбор питания в соответствии с теми или иными неправильностями организма, они легко устраняются при наблюдении врача. С этой стороны детский сад является проводником гигиены в общество. Можно из аскетизма пренебрегать гигиеной тела и здоровьем, но, на наш взгляд, такое отношение к телу есть дерзость по отношению к Богу, Который дал разум для того, чтобы человек содержал свое тело в порядке. Аскетические взгляды, конечно, никак не могут оправдать невежества — это две различные вещи. Детский сад в очень простой и удобной форме дает знание гигиены.

Огромное значение принадлежит в воспитательном воздействии детского сада ритмическим упражнениям. Хотя в детском возрасте еще нет сексуального беспокойства, однако усвоение ритма, привычка к нему дает ребенку то, что впоследствии явится главнейшим средством одухотворения темных движений, связанных с полом.

Надо помнить, что раннее детство есть лучшее время для того, чтобы внести в детскую душу начала ритма и приучить к нему. Чем позже это будет делаться, тем меньше будут результаты.

Ритмика естественно может быть переходом к танцу. Вопрос о детских танцах разрешить очень трудно. Основное здесь — в осмысленности ритмических движений. Детский танец должен быть иллюстративным, должен изображать какой-либо сказочный сюжет. Самое лучшее — брать сказку и иллюстрировать ее в движении, так как в этом случае мы будем изучать элементы не порознь, а в их осмысленном целом. Ребенку нужно дать целый рисунок, ритмика не будет рождаться сама. И здесь надо учить не ритмике отдельных движений, а ритмике в изображении цельного сюжета (танец).

У детей любовь к ритму очень велика, но очень часто встречается упорная аритмия. Чувство ритма в танцах, овладевание пространством, чувство легкости во время скачки на коне — это все сообщает какую-то окрыленность, дает подлинные внутренние силы. Сама жизнь тела дает творческое напряжение, что дают и танцы. Тело здесь превращено в инструмент души. Дело уже не в красоте движений, а в открытии новой силы человека: тело здесь не только не томит, но от него рождается то, что окрыляет.

Педагогическая мощь ритма чрезвычайно велика, и если еще не найдены методы ее усвоения, то все же общий путь воспитания ритма верен. На почве ритма крепнет целомудрие — таков был дохристианский взгляд греков, душам которых был открыт идеал целомудрия и отвращения от грязи пола (см. знаменитую трагедию

Эврипида «Федра», где носителем целомудрия является Ипполит). Ритм в их представлении был настолько могучим средством, что служил для укрощения «стихий» (миф об Орфее).

Мы надеемся, что в христианском обществе изменится со временем взгляд на танцы, что выработается более светлый взгляд, который облагородит танец и вернет ему ту воспитательную силу, которая ему присуща. Развитие двигательной системы дает и гимнастика: бег сообщает телу подвижность, ловкость, координацию движений. К культуре тела не следует относиться, вообще говоря, небрежно. Для Священного Писания тело иерархически подчинено духу, но эта подчиненность не оправдывает небрежного или пренебрежительного отношения к нему.

Уже в детском саду, таким образом, закладывается два главных начала, на которых строится в дальнейшем воспитание: выражение, ритм— и через их развитие открывается путь к иерархической гармонии. Вся тема воспитания (до периода полового созревания) — это, так сказать, подготовка «тыла», то есть развитие творческих способностей, в которые могли бы уходить правильным путем силы пола. Необходимо подготовить пути, куда подросток может направить мучительное томление. Поэтому ритмика — это только начало усвоения тех приемов, на которых должна быть основана главная наша помощь подросткам в период полового созревания.

Особое значение затронутая тема имеет в связи с тем, что после шести — шести с половиной лет наступает глубокий надлом в творческом развитии ребенка, наступает второе детство. Прежнее творческое отношение к миру сменяется приспособлением, послушанием, вообще ослаблением творческой активности. В этот период перелома школа должна подготовить пути дифференцированного творческого выражения жизни ребенка для того, чтобы спасти и охранить самую возможность выражения того, что появляется на дне души. Если у ребенка есть избыток энергии, то во втором детстве она уменьшается и уходит больше во внешнюю активность. В этом видно потухание творческой силы ребенка.

Вся система детского сада связана как раз с укреплением и развитием детского творчества. Рисование, столь распространенное в детском саду, доступно и интересно всем детям, лепка тоже. Пение, музыка, сказки, инсценировки, танцы, ритмика — все это исключительно привлекает к себе детей. Все виды искусства должны в детском саду стать доступными ребенку. В этом отношении педагогика детского сада и показывает нам новые пути.

Здесь можно поставить вопрос: а где же место для образования? Оно, безусловно, есть, оно сопутствует всему, что дается ребенку в детском саду, и именно потому, что оно дается не в центре, а попутно, оно усваивается легче.

В области дошкольного воспитания тема религиозного воспитания и религиозного образования является новой, так как постановка детского сада предоставляла малые возможности для их осуществления. На Западе при догматической бедности протестантизма (отсутствие почитания икон, святых) в области дошкольного религиозного воспитания путь общерелигиозного развития ребенка остается наиболее доступным. Так, одна известная воспитательница говорит:

«Детям нужно прививать религиозное чувство через любовь к природе». Такая точка зрения, говорящая о необходимости развивать у детей нужное религиозное чувство, является односторонней и неполной. Другой католический психолог также подчеркивает особое значение развития у детей религиозного чувства мистической жизни. Нельзя отрицать здесь верной черты, что в детском возрасте развитие молитв (этого главного проводника мистической жизни) бывает очень легко. Однако эта легкость влечет за собой упрощенность в отношении к Богу и Его помощи, что переходит часто в опасный религиозный утилитаризм: если Бог не исполняет молитвы ребенка, то в душе последнего иногда происходит бунт и сомнение. Но все же та простота и легкость, с какой ребенок вживается в молитвенно-мистическое общение с Богом, оправдывает с этой стороны и католическую и протестантскую педагогику.

Молитва для детей естественно проста — они с совершенной легкостью, какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех людей, иногда даже за животных.

Надо, однако, заметить, что в такой молитве при преобладании простоты отсутствует смирение. Любовь к Богу развивается у детей легко и просто, но эта простота идет за счет того, чем родители и педагоги не управляют: здесь влияет особая духовность детства, которая затем начнет ослабевать, замутняться. Поэтому не надо соблазняться простотой религиозного развития у малых детей, а надо подготовлять то, что в период духовного потускнения могло бы охранить и укрепить религиозную жизнь.

Не отрицая легкости молитвенного общения ребенка с Богом и, следовательно, желательности развития ребенка в этом направлении, нужно использовать также ритуальный материал и учитывать важность роли образов в религиозном созревании ребенка. Наши православные службы не очень легки для детей, редкий ребенок не скучает в Церкви из-за длинноты богослужения и непонимания его. Поэтому нужно приветствовать особые детские богослужения, немного сокращенные, притом устраиваемые так, чтобы дети сами принимали в них участие (хотя бы и небольшое). Есть обычай (правда, не везде) вводить малых детей в алтарь для участия в богослужении: выносить свечу, аналой и т. п. Это очень хорошо, потому что у ребенка в таком случае совершенно иное ощущение от богослужения. Не пассивное, но активное пребывание в храме, безусловно, способствует более живому восприятию религиозного материала. Участие детей в крестных ходах и различных религиозных процессиях очень полезно, так как это переживание, вполне соответствующее возрасту, надолго сохраняется в их религиозно-поэтическом представлении.

Чрезвычайное значение нужно признать за религиозными образами и, прежде всего, образом Христа Спасителя. Иконы как изображения Христа, Божией Матери, святых близки, понятны, нужны детям. Икона над кроваткой ребенка, крестик на груди — это не украшения, но духовная охрана. Нательный крест для нас — это символ и возможность для нас возврата ко Христу. Для ребенка, если еще и нет в этом такого глубокого символического смысла, то во всяком случае нательная иконка (например, подарок от матери при поступлении в школу) имеет «заветное» значение. Не значит ли это, однако, что для ребенка иконка то же, что для язычника талисман? Известная психологическая близость здесь есть, но религиозная жизнь ребенка не исчерпывается тем, что у него есть иконка, — он еще имеет много иного, что освобождает его от магического взгляда на икону.

Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок создал у себя уголок с иконками, лампадкой. Это особенно важно для детей дошкольного возраста. Правда, нам это иногда может показаться соблазнительным, если ребенок будет к этому относиться по видимости так же, как к собранию фотографий, — но это соблазнительно только для нас; для ребенка здесь существует огромная разница. Дитя нуждается в насыщении души религиозными образами. В этот период (дошкольный) дети не могут выразить религиозное чувство иначе, как в чем-нибудь внешнем, более легком, поэтому внешнее выражение религиозных чувств правильно и полезно.

Для ребенка очень много дают картины религиозного содержания. Очень жалко, что мы, русские, не обладаем тем огромным материалом в этом отношении, которым богат христианский Запад.

Нужно ли усваивать детям религиозные идеи в детском саду? Нам кажется, что не нужно, потому что идеи как идеи детям в этом возрасте непонятны и чужды. Поэтому, если идея Бога Спасителя не может быть воспринята детьми как идея, то мысль соответствующего содержанияможет быть ребенку сообщена через возможно более живой образ Христа. Если детям Бог непонятен как Дух, то, конечно, более понятен как Бог Отец. Таким образом, моральные сюжеты нужнее в религиозном воспитании, чем чисто догматические.

Не катехизис, а жизнь Спасителя — вот тема для религиозных бесед с детьми. В этом случае прекрасные результаты дает повествование о жизни Спасителя евангельскими словами. При хорошей детской памяти евангельские образы, передаваемые богодухновенными словами, надолго сохраняются в душе ребенка именно в этой форме. Это является благом, которое хранится ребенком всю жизнь.

У детей иногда проявляется скептицизм — элементарный, но настойчивый. Обычно он развивается на почве того, что ребенок не видит исполнения своей просьбы к Богу. Мы сами виноваты, что вмешиваем Бога в наши рассуждения с детьми («Боженька накажет, если не исполнишь моего приказания» и т. п.), — мы сами укрепляем у них упрощенный взгляд на отношение Бога к нашей жизни. Необходимо не только воздерживаться от этого, но и учить детей тому, что мы не всегда достойны милости Божией к нам, что мы должны смиряться перед Его волей.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!