Господство религии и идеализма



Не природа и космос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало - бог. От него целиком зависят и природа, и человек, и общество. Бог существует над этим миром. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм). История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Философское мышление средневековья полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Схоластика —систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях должен был, с одной стороны, не отступать от буквы Библии, с другой - не допускать ни единой ошибки в длинной цепи строгих логических доказательств. В схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий).

Номинализм:предполагается, что понятия – просто понятия, а для того, чтобы познать мир, нужно познавать его с помощью органов чувств. В Средневековье зародилась как вызов рационализму. Был осужден церковью, по продолжил существовать как философия отделяющейся от схоластики опытной науки. (подразумевает материализм) Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Реализм:приписывает действительность общим идеям; Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом

Всякое знание формулируется в общих терминах, относящихся ко многим вещам. Если же в реальности нет ничего кроме единичных вещей, то все суждения оказываются ложными, вводящими в заблуждение, поскольку в них утверждается наличие в вещах общих свойств или отношений. Поэтому необходимо предположить, что общее (универсалии) существует наряду с единичным, более того, предшествует существованию единичных вещей, определяя наличие в них тождественных свойств.

Парадокс Всемогущества Бога:Бог всемогущ – следовательно может создать то, что не сможет поднять – раз поднять не сможет, значит не Бог=)))

 

Августин Блаженный

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Вклад Блаженного Августина в философию

Виднейшей фигурой периода патристики, признанным Отцом Церкви был Аврелий Августин (Августин Блаженный). Его сочинения оказали огромное влияние на все последующее развитие христианской философии.
Августин – одна из наиболее значительных личностей в истории. Его дух наложил неизгладимую печать на все дальнейшее развитие культуры и Церкви, как Запада, так и Востока. Путь, который привел его к Христу, был сложен, но плодотворен: обладая огромными дарованиями писателя и психолога, Августин сумел проанализировать свои поиски, отразив их в бессмертных творениях, вошедших в число шедевров мировой литературы.

Августин Блаженный жил и творил в то время, когда Римская империя переживала тяжкие испытания. Набеги германских племен (остготов, вестготов, лангобардов) и гуннов привели к разрушению Рима (410 г.), после чего Западная Римская империя практически прекратила свое существование. Начался длительный процесс образования романо-германской цивилизации, сопровождавшийся культурным упадком (VI–VIII вв.).

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

2.Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

• Бог существует;

• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

3.Значение философии Августина Блаженногов том, что им:

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.

Фома Аквинский. Философ и учитель церкви. Центральная фигура средневековой философии позднего времени. Член ордена доминиканцев. Основатель томизма. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Действительно, Ф. Аквинский – личность яркая, достойная внимания.

Пять доказательств бытия Бога

С точки зрения Аквинского, предыдущее доказательство бытия Бога, которые было сформулировано А.Блаженным, является недостаточным. Доказательства А.Блаженного были основаны на существовании творения Бога, проще говоря, окружающего мира. Считая данные доказательства очевидными и недостаточными, Фома Аквинский выдвигает пять собственных доказательств существования Бога, которые неочевидны:

Через движение. Это доказательство заключается в том, что все движимо. Если все движимо, и это не может продолжаться до бесконечности, следовательно, необходим некий перводвигатель, который сам не движим ничем. Аквинский считал, что это и есть Бог.

Через первопричину. Данное доказательство, как и предыдущее основано на чувственных данных и обращено к производящим причинам, каждая из которых имеет свои следствия. Аквинский утверждал, что ряд причин и следствий не может уходить в бесконечность. Следовательно, необходима первопричина, названная мыслителем Бог.

 Через случайность и необходимость. Разум человека находит среди вещей такие, которые могут быть, а могут и не быть. Все вещи не могут быть случайными, но также для данных вещей невозможно вечное бытие. Следовательно, должно быть нечто необходимое. Данное необходимое должно иметь свою причину, которые согласно предыдущему доказательству не могут уходить в бесконечность. Возникает необходимость в первоначальной «необходимости», по Ф.Аквинскому, это и есть Бог.

Через степень бытия. Это доказательство касается степени совершенства (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) разных вещей. Для того чтобы определить данную степень необходимо иметь некую сущность, «высшее совершенство». И это, по мнению Аквината, Бог.

Через цель. Все вещи, окружающие нас, имеет какую-либо цель, направляются к цели и имеют некий смысл. Следовательно, их деятельностью кто-то управляет, некто «высший разум». Это разумное существо придает смысл всему. Данное разумное существо – Бог.

 

15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.

В средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть "образ и подобие Бога". Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной "благодати" и тем самым сделаться "сверхчеловеком". В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.

В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек - это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является "двигателем" тела, -и определяет сущность человека. Отличие его учения от Августина в этом вопросе состоит в том, что для последнего душа является независимой от тела и тождественной с человеком, в то время как Для Фомы Аквинского человек есть личностное единство того и другого. Душа - нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

 

16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии в 14 веке, завершилась в Англии в конце 16 веке.

14-15 века - классическое Возрождение

15-16 века - позднее Возрождение

В данную эпоху начинает проявляться интерес к античным ценностям, происходит их «возрождение».

Эпоха зарождается именно в Италии, т.к. там находились остатки древних цивилизаций, было много городов-государств, не было имперского господства, а присутствовала свобода нравов. Для эпохи Возрождения свойственны светский характер культуры, неприятие официальной католической религиозности, интерес к человеческой личности. Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. Смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней.И главное - изменяется представление о том, как должно формироваться достоинство человека. Утверждается практический критерий истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Николай Коперник(1473-1543).Место геоцентрической системы заняла гелиоцентрическая. Провозглашался принцип самодвижности тел, а мир предстал как неизмеримая бесконечная сфера, где нет неба и земли. Человек и Земля не являются центром Вселенной.

Николай Кузанский(1401-1464). Центральные проблемы его философии: богопознание, соотношение единого и многого, учение о бытии, христология. Определил интеллект как интегральное, бесконечное основание всей познавательной деятельности человека. Рассудок - способность умозаключения. Ум - основное понятие в логике, является измерителем вещей. Закон совпадения противоположностей, следовательно, единство бытия и Бога.

Джорано Бруно(1548-1600).Преобразование мышления связано с самоизменением личности, с актом самопознания. Центральной идеей его философии является утверждение о существовании бесконечной Вселенной, которая едина, бесконечна и неподвижна. Идея бесконечности Вселенной приводит к выводу о бесконечности познания, его неисчерпаемости не только относительно Вселенной, но и каждого индивидуального мира, который представляет собой монаду, тождество максимума и минимума, что согласно Бруно, и есть Бог (в том заключается его радикальный пантеизм).

Никколо Макиавелли(1469-1527). Философия характеризуется реализмом, содержит концепцию умного государя, определяет мир без Божественного вмешательства. Произведение «Государь» содержит практические советы. Государь - разумный политик, применяющий те правила политической борьбы, которые ведут к успеху.

Антропоцентризм.Ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий, где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму

), где в центре всего находится космос.

Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 729; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!