Наивный материализм и стихийная диалектика



Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.

Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?), вопрос о познаваемости мира.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?»

Философия –Наука о наиболее общих сторонах мироздания, конденсированное знание.          

- Наука о сущности.

- Наука о сущности мира, о законах его развития, о методах его познания.

Этапы развития.

1.Древне-Восточная Философия (3,5 тыс. до н.э. – по наши дни)

Китайская, Индийская, Арабская, Еврейская, Египетская (3тыс. – 16 н.э.)

2.Античная философия:

-Древняя Греция (14 век до н.э. – 4 век до н.э.)

-Древний Рим (5 век до н.э. – 5 век н.э)

3.Средневековая Философия (6 век н.э. – 13 век н.э.)

4.Философия эпохи возрождения (14 век – 16 век)

5.Философия нового времени

· 17 век – Английская философия

· 18 век – Французская философия

· 19 век – немецкая философия

6.Современная философия 1830г.

Формы мировоззрения:

1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

3.научно-философское мировоззрение.

от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат, опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

 

2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.

Середина 19 век Маркс и Энгельс сформулировали основной вопрос философии.

1а. о первичности/вторичности материи и сознании

Материя и сознание - основные понятия М и С – понятия предельные (самые широкие)

. о познаваемости/непознаваемости сущности мира

Сущность  - самая глубокая детерминанта.

              - то, что определяет все остальное

Философия:

Гностики - оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем,

а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики - Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

 

 

Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.

Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.

Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности. Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому.

Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

4. Объективный идеализм – то, что существует до вне и независимо от нашего сознания

1.Искусственная мыслительная конструкция (которую придумали)

2.Её существование недоказуемо

То есть объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.

Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (основ-к 5-4 вв. до н.э.) – в античной, Фома Аквинский (13в.) – в средневек., Гегель (18-19 вв.) – в философии Нового вр.; в индийской философии – ортодоксальные даршаны (например, веданта).

Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. (Сознание является активным [первично], материя – пассивна [вторична]. Сознание руководит материей). Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.

Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».

Таким образом, критерии объективного идеализма:

1) Идеи (Платон)

2) Формы (Аристотель)

3) Бог (христианство, ислам)

4) Логическая идея (Гегель)

Субъективный идеализм– то, что существует в нашем сознании, зависит от нашего сознания.

Индивидуальное сознание – основа основ мира.

Базовые постулаты:

1) Мир – комплекс моих ощущений

2) Существовать – значит быть воспринимаемым

Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (17-18 вв.), Фихте (1762–1814), некоторые экзистенциалисты и др.

Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi – «Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.

Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи. Указывая на непоследовательность Локка, он заявляет, что если субъективны «вторичные» качества, то субъективны также и «первичные» качества. Следовательно, делает вывод Беркли, все идеи существуют только в душе. Они не могут быть копиями внешних вещей, о которых обычно думают, будто они существуют вне духа. Идея может быть похожа только на идею, а не на что-либо иное.

Учение это — субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Идеи — это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Это различение необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.

В. И. Ленин дал всестороннюю критику субъективного идеализма Беркли как теоретического обоснования религиозного мировоззрения. Определяя историческое значение берклианства, В. И. Ленин рассматривает его как один из источников реакционной буржуазной философии конца XIX и начала XX в.

Наивный материализм и стихийная диалектика

На первом этапе индивидуального познания предмет дается как чувственно-конкретное, единое нерасчлененное целое: знание о предмете является результатом непосредственного живого созерцания. На первом этапе истории философии - в рабовладельческом обществе - знания также являются результатом непосредственного живого созерцания, предмет также дается в чувственно-конкретной форме, как нерасчлененное целое, что обусловлено объективным уровнем общественной жизни той эпохи. Общая картина мира без разделения, без дифференциации, без знания частностей, без знания законов развития этого мира — вот чем характеризуется прежде всего первая историческая форма философии. Сама эта общая картина мира не свободна пока от мифологии. Наивность этой формы состоит, в частности, в том, что материалисты видят начало всего сущего в чем-то чувственно-материальном, конкретном: Фалес - в воде, Анаксимандр - в апейроне, Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне, Левкипп, Демокрит, Эпикур - в атомах и т.д. Античный материализм достигает высшего расцвета в философии Демокрита, который создает античную атомистику, имевшую большое значение для последующего развития философии и естествознания. Однако у материалистов этого периода нет понятия материи как категории.

Диалектика здесь также наивна и стихийна. Она представляет из себя отдельные высказывания о движении, развитии. Особенно высокого развития диалектика достигает у Гераклита, который верно отмечает, что «все течет» и указывает на противоречия в самой сущности вещей как на источник их развития, и у Зенона Элейского, который впервые ставит вопрос о том, как выразить движение в понятиях, т. е. ставит проблему диалектики как логики. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется.

 

6.Милетская школа - философская школа, основанная Фалесом в Милете. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. За многообразием явлений представители милетской школы видели «первоначало» (земля, воздух, огонь, вода). Милетская школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу.

Фалес задавался вопросом о первооснове вещей, мира. По его мнению, в основе всего лежит вода, всё существующее возникло из некого влажного первовещества, или «воды». Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. Фалес считал, что из предметов можно извлечь первовещество. (Пример – выжать воду из камня)

АНАКСИМАНДР

Первовещество – апейрон – неопределённая материя, из которой возник и состоит весь наш мир. Это первоначало не имеет границ и потому есть «беспредельное».

АНАКСИМЕН (последователь Анаксимандра)

Принимал в качестве первовещества воздух. Анаксимен ввёл новую идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2606; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!