Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»?



2) Объясните, почему Сократ сравнивал себя с повитухой?

3) Как обосновывается позиция Протагора «человек – мера всех вещей», «нет существования, но есть становление»?

4) Почему позиция Протагора нуждается в критике?

5) Как Сократ доказывает, что знание и ощущение – это не одно и то же?

6) В каком контексте доводы Протагора заслуживают внимания?

7) В чем заключается главное противоречие в утверждении Протагора «человек – мера всех вещей»? Как оно преодолевается?

8) В чем разница между философом и обывателем? Почему в несчастьях обывателя Сократ видит «справедливое возмездие» судьбы?

9) Какие два вида движения выделяет Сократ? Какие следствия вытекают из этого применительно к учению Протагора?

10) Как Теэтет приходит к выводу, что «душа сама по себе наблюдает общее во всех вещах»? Какое следствие из этого утверждения сделал Сократ?

11) Что следует из определения Теэтета о том, что «знание – это истинное мнение»? Как возможно ложное мнение?

12) Какую мысль выражает метафора восковой дощечки? Как с помощью этой метафоры Сократ объясняет природу ложного мнения?

13) Как метафора восковой дощечки объясняет разницу между умным и глупым человеком?

14) Почему выражение «приобретать знания» Сократу кажется более корректным, чем выражение «обладать знанием»? Как Сократ поясняет это на примере владельца голубятни?

15) Как положение о том, что «знание есть истинное мнение с объяснением» Сократ поясняет на примере букв и слогов?

16) О каких (трех) способах объяснения ведет речь Сократ?

17) Какое же определение знания можно считать итогом диалога?

 

3.4. Вопросы для философского форума по 3 разделу (участие на сайте: http://borisovsv.webnode.com/filosofskij-forum/) (1 ч.)

1. Как вы понимаете утверждение Дж. Беркли и Д. Юма о том, что действительность – это поток ощущений?

2. Считается, что И. Кант произвел в философии переворот, равный по своему значению перевороту Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чем он заключается?

3. Как соотносятся познание и практика?

4. В чем смысл софизмов как логического приема в доказательствах, рассуждениях?

5. В чем смысл понятия «парадокс» в познании истины? Назовите известные вам парадоксы, которые оказали решающее влияние на развитие научных представлений

 

3.5. Темы философских эссе по 3 разделу(2 ч.)

1. «Двояк путь познания вещей: один – через философский опыт, другой – через божественное вдохновение» (Р. Бэкон).

2. «Вера вопрошает, разум обнаруживает» (Августин Блаженный).

3. «Действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума» (В. Соловьев).

4. «Есть три источника заблуждений разума: воображение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас неспособными познать истинную сущность вещей» (Б. Паскаль).

5. «Не будем отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непознаваемы» (Д. Локк).

6. «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем… У сердца свои законы, которых разум не знает» (Б. Паскаль).

7. «Так, ожидание плохого урожая после засухи, длившейся всю весну, есть просто мнение, а после жатвы – знание…» (И. Кант).

8. «Я люблю науку, но не боготворю ее» (М. Монтень).

9. «Нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее дерево познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке» (Д. Беркли).

10. «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема» (И. Гёте).

11. «Совершенно различны рассудок и чувственное восприятие; первое требуется «для понятий», второе – «для соответствующих объектов» (М. Хайдеггер).

12. «Чем больше человек зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию» (Д. Юм).

 

3.6. Контрольный on-line тест по 3 разделу(2 ч.):

Введение в гносеологию // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/

Раздел 4. Введение в философскую антропологию

4.1. Вопросы и упражнения для самопроверки содержания лекции 4 раздела(2 ч.)

 

1. Почему, по мысли Э. Фромма, невозможно дать «строго научное» определение человеку?

2. Объясните суть представлений о душе античной и средневековой философии.

3. Каковы главные особенности человека с точки зрения философской антропологии (на примере концепций М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена)?

4. Как с точки зрения эволюционной эпистемологии произошло выделение человека из мира живой природы?

5. Какие два возможных решения проблемы человека дает В.С. Соловьев?

6. В чем суть культурной жизни человека?

7. Какую роль в культурной жизни человека выполняет игра?

8. Дайте пояснение к рис. 31 на стр. 239 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

9. В чем проявляется конфликт в отношениях человека и культуры (с точки зрения концепций Г. Зиммеля и Ж.Ж. Руссо)?

10. Охарактеризуйте главные социально-антропологические проблемы, связанные с развитием генной инженерии.

11. Какие существуют прогнозы антропологических изменений будущего человека?

12. Охарактеризуйте две противоположные позиции в споре Лао-цзы и Мэн-цзы о природе человека.

13. В чем смысл жизни человека с точки зрения философии даосизма?

14. В чем смысл жизни человека с точки зрения философии буддизма?

15. Дайте сравнительную характеристику учения А. Шопенгауэра и концепций восточной философии.

16. Чем отличаются позиции З. Фрейда и В. Франкла в вопросе о соотношении биологического (генетического) и социокультурного (средового) в человеке?

17. Каковы главные особенности человека и философского его исследования с точки зрения экзистенциализма (на примере концепций С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера)?

18. Дайте пояснение к рис. 33 на стр. 258 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

19. Дайте сравнительную характеристику учениям Платона, Эпикура, Сенеки и Л.Н. Толстого о проблеме страха смерти и преодоления этого страха.

20. В чем суть проблемы «социального страха»? Как бороться со страхом?

21. Какие существуют определения свободы? В чем разница «внешних» и «внутренних» аспектов свободы?

22. В чем, по мысли Ж.-П. Сартра, проявляется абсолютная свобода человека? Почему каждый человек в современном обществе ответственен сразу за всех людей?

23. Объясните, почему любовь способна преодолеть все формы отчужденности и разобщенности между людьми?

24. Дайте сравнительную характеристику любви-эросу, «платонической любви» и любви-агапэ.

25. Объясните высказывание Августина Блаженного: «Люби и твори, что хочешь».

 

4.2. Терминологический минимум и персоналии(Диктант) (1 ч.)


«Платоническая любовь»

Dasein

Аскеза

Ахимса

Биологическое (генетическое) и социокультурное (средовое) в человеческой природе

Буддизм

В-себе-бытие и для-себя-бытие

Генная инженерия

Дао

Даосизм

Игра

Карма

Культура

Механизм социального наследования

Наличное и подлинное бытие

Негация

Опредмечивание опыта

Отчуждение

Постчеловек

Природа человека

Самость

Сансара

Свобода и ответственность

Символ

Существование и сущность человека

Табу

Тотем

Ценность

Эволюционная эпистемология

Эвтаназия

Экзистенциализм

Экзистенция


 


Гелен А.

Кассирер Э.

Кьеркегор С.

Лао-цзы

Лоренц К.

Мэн-цзы

Плеснер Х.

Рикер П.

Руссо Ж.Ж.

Сартр Ж.-П.

Сенека

Соловьев В.С.

Толстой Л.Н.

Франкл В.

Фрейд З.

Фромм Э.

Хайдеггер М.

Хейзинга И.

Чжуан-цзы

Шелер М.

Эпикур


 

4.3. Вопросы к семинару: Бердяев Н.А. «Я и мир объектов»(3 ч.)

I Размышление


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!