Достаточно напомнить о терминологическом разнобое 1 страница



ББК 26.8 М17

Рецензенты:

Доктор географ, наук, член-корр, РАО, гл. науч. сотр. Ин-та географии РАН

|Я.Г.МАШБИЦ[

Проф.,зав. кафедрой физ. географии МПГУ К.В. ПАШКАНГ

Максаковскпй В Л.

М17 Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998. - 416 с,

^ВБN 5-691-ООО90-Х.

Впервые в отечественной литературе подробно и всесторонне раскрывается понятие географической культуры. В первой части книги даются научные ословы этого понятия, затрагиваются допросы содержания географически науки. Во второй - анализируются понятия о географической культуре в современной школьной географии на фоне ее общего состояния и путей совершенствования.

Издание предназначено, в первую очередь, студентам, учителям географии, а также, аспирантам и преподавателям географических факультетов вузов.

ББК 26.8

© М&ксаковсквй В.П.. 1997

© ^"уманитарцый издательский

центр ВЛАДОС», 1997
18ВН 5-691-00090-Х                                                         Все права защищены


От автора

В 1982 году в издательстве «Просвещение» вышла в свет моя книга «Научные основы школьной географии». Последний, ее раздел под заголовком «Географическая культура» Содержал некоторые предварительные соображения, касающиеся этой мало разработанной темы. Собственно тогда же родился и замысел посвятить ей специальную книгу. Но осуществить его удалось только теперь.

Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться весьма актуальным: ведь уровень этой образованности, причем от прораба до министра, По-прежнему недостаточно высок. Об этом свидетельствуют Хорошо известные многочисленные примеры географического невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий, не говоря уже о деформации самого понятия о всесторонне образованной личности, столь шаблонно-популярного в недалеком прошлом, но отнюдь не утратившего своего значения и в наши дни.

Совершенно ясно, что корни такой неблагополучной ситуации следует искать прежде всего в области массового школьного географического образования, общественный и учебный престиж которого, несмотря на героические усилия многих людей, искренне преданных школьной географии, был и остается более низким,"чем тот, которого этот предмет заслуживает. Как мне представляется, можно вести речь о внешних и о внутренних причинах данного явления.

К числу внешних, т. е. не зависящих от самой школы Причин, относится недостаточно высокий рейтинг географической науки, отражением которой является и школьная география. К ним относится и перманентная недооценка роли и значения школьной географии «директивными органами», Мне уже приходилось писать о том, что такая недооценка, возможно, вытекает из того, что география в системе школьных предметов занимает своего рода промежуточное положение на стыке естественных и общественных дисциплин. В результате создается ложное впечатление о том, что и там и там она работает как бы на «полставки». Поразительно, но столь выгодная в наш век интеграции наук есте-


ственно-общественная сущность географии вроде бы оборачивается против этого предмета. Недооценивается и то, что «по совместительству» школьная география работает также на геологию, океанологию, метеорологию, почвоведение, на статистику, экономику, демографию, этнографию и другие науки о Земле и обществе.

К числу внутренних причин, связанных с самим институтом средней общеобразовательной школы (разумеется, если абстрагироваться от недостатка средств и других атрибутов нынешнего кризисного периода развития России), едва ли не в первую очередь следует отнести уровень подготовки и переподготовки учителей географии — в особенности в связи с тем, что во многих регионах страны до половины из них, если не больше, не имеют базового географического образования.

Очевидно, что борьбу за повышение роли и престижа школьной географии можно и нужно вести одновременно на двух фронтах — внешнем и внутреннем. Но если на внешнем фронте, откровенно говоря, надеяться на радикальные перемены в обозримой перспективе довольно трудно, то повышение уровня подготовки и переподготовки учителей географии, несмотря на все сложности, может оказаться делом более реальным и эффективным. При этом главной заботой должно стать повышение их общей географической культуры.

Автор надеется, что данное пособие, предназначенное в первую очередь для учителей географии, поможет им в практической работе по совершенствованию преподавания этого предмета.

В. П. Максаковский,академик РАО


Введение

Начиная разговор о географической культуре, прежде всего логично определить сущность самого родового понятия «культура». Оно происходит от латинского слова сиНига, которое трактуют в смысле «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Может быть, именно такая множественность трактовок привела к огромному разнообразию определений этого понятия. Во всяком случае по подсчетам американских ученых в англоязычной литературе таких определений насчитывается более 250. Немало их и в русскоязычной литературе. Детальное рассмотрение всех предлагаемых дефиниций является задачей культурологии. Тем не менее можно, по-видимому, утверждать, что в самой общей форме это понятие существует в более широкой и в более узкой трактовках.

В самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей (и что может быть противопоставлено явлениям природы, существующим независимо от человека). Можно сказать и так: культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях. В таком контексте это понятие употребляется для характеристики целых исторических эпох (античная культура, средневековая культура), не говоря уже о конкретных обществах (культуры ацтеков, майя, инков). Заметим попутно, что в такой широкой трактовке понятие «культура» в общем практически смыкается с понятием «цивилизация». Из идентичности этих понятий исходили еще французские просветители XVIII века, рассматривавшие культуру как общий результат развития человеческого разума и противопоставлявшие «культурность», «цивилизованность» дикости и варварству первобытных народов. Но по современным представлениям «цивилизация»— понятие все же более широкое, которое олицетворяет общность людей, объединенную сходством образа жизни, культуры, миропредставлений, понятий о фундаментальных ценностях, тогда


как понятие «культура»— более узкое. Тем не менее и ему соответствует очень большое разнообразие, самих видов культуры.

В более узком смысле культура — это идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы. Наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого и способность к творческому пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Словом, культура — это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Вот почему по образному выражению Ильи Эренбурга, «культура всегда наступала и наступает не на другие страны, а на невежество, грубость, на человеческую разъединенность».

В соответствии с двумя главными сферами человеческой деятельности культура обычно подразделяется на материальную и духовную. Материальная культурапредставляет собой совокупность средств производства материальных благ, созданных человеческим трудом и обеспечивающих жизнедеятельность людей, общества. Это — орудия труда и средства передвижения, жилые и хозяйственные постройки, мебель, одежда и др. К духовной культурелюдей, общества относятся знания, умения, навыки, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, семейной и общественной жизнью, правовые нормы, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.

Однако, такое подразделение все же во многом следует считать условным. Во-первых, потому, что произведения материальной культуры не могут возникнуть без участия сознания, мышления, творческой деятельности, знаний и интеллекта людей. Во-вторых, потому, что многие виды духов-

В словаре терминов к одной из монографий акад. Ю. В. Бромлея приводятся следующие разновидности культуры: городская, сельская, археологическая, бытовая, духовная, профессиональная, индустриально-городская, массовая, материальная, традиционная, межнациональная, межэтническая, мировая, народная, национальная, поведенческая, повседневно-бытовая, пролетарская, буржуазная, художественная, хореографическая, этническая, языковая [15].


ной культуры фиксируются в материальных предметах (письменные документы, картины, скульптуры, музыкаль^. ные инструменты и пр). Не случайно известный отечествен-* „ ный литературовед и культуролог Ю. М. Лотман не раз писал о тесном переплетении в мире духовного и материаль-* ного начала.

Как понятие «цивилизация», так и понятие «культура» г имеют достаточно ярко выраженные «горизонтальный» И» «вертикальный» аспекты. Первый из них находит отражение в выделении как двух главных пространственных типов мировой цивилизации — западного и восточного, так и многочисленных других ее типов и подтипов. Так, по мнению известного американского политолога Сэмюела Хантингтона, в современном мире существуют восемь крупных цивилизаций. Английский историк и социолог Арнольд Тойнби различает 21 цивилизацию. Примеры многих цивилизаций приводит в своих работах акад. Н. Н. Моисеев. То же относится к широко известным трудам Л. Н. Гумилева. Еще большим территориальным разнообразием отличается понятие «культура», которое можно рассматривать на локальном, национальном, субрегиональном, региональном и глобальном уровнях. Отсюда вытекает и многообразие культурного, точнее историко-культурного районирования. Хотя нельзя не замечать и того, что в современном мире усиливается тенденция к укрупнению подобного районирования и формированию единых культурных пространств. В ее основе лежит усиливающееся взаимодействие национальных и региональных культур.

Единое понятие «культура» неоднородно также в «вертикальном» или «отраслевом» аспекте. В самом деле, мы говорим о математической, физической, химической, биологической, лингвистической, исторической, географической и других культурах. Составляя в совокупности общую культуру, они имеют право на существование и каждая в отдельности. Естественно, что нас прежде всего интересует вопрос о географической культуре,в котором, к сожалению, до сих пор нет достаточной ясности.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие из-честные люди. Если иметь в виду только россиян, то что — М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, К. Г. Паустовский, да и ряд других деятелей культуры. Из ученых-геогра-


часть!. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1. Научная картина мира. Географическая картина мира

1.1. Научная картина мира

В эпоху НТР и превращения науки в производительную силу общества сама наука настолько усложнилась, что вызвала к жизни науковедение — особую научную дисциплину, раскрывающую силы научного познания, его способности и возможности, а также занимающуюся комплексным исследованием и теоретическим обобщением опыта функционирования научных систем. В компетенцию науковедения входит и анализ понятия о научной картине мира. В свою очередь оно включает три субпонятия — об общенаучной, естественно-научной и общественно-научной картинах мира.

По современным представлениям общенаучная картина мираявляет собой высший уровень обобщения и систематизации всей совокупности постоянно развивающихся знаний (философских, общественно-политических, социально-экономических, естественно-научных, технических и др.) о природе, обществе и познании, причем в их взаимодействии и развитии. Общенаучная картина мира складывается в результате синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках, и превращения их не просто в сумму или совокупность, а в концептуальную систему. При этом главную синтезирующую, объединяющую роль играет философия.

Важнейшую составную часть общенаучной картины мира образует естественно-научная картина мира.Это по-

10


нятие возникло еще во второй половине XIX века, что было связано с революционными преобразованиями в естествознании. В дальнейшем оно постоянно расширялось и дополнялось, и к настоящему времени сформировано уже вполне четко.

Естественно-научная картина мира представляет собой высший уровень обобщения и систематизации знаний, на котором наиболее полно представлена взаимосвязь естествознания и философии. Ее можно также охарактеризовать как синтез важнейших достижений естественных наук, их принципов, законов и объяснений, дающий целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения мира и человека. Естественно-научная картина мира включает в себя наиболее фундаментальные знания об окружающем мире, проверенные и подтвержденные практикой и наблюдениями. В свою очередь эту картину мира можно рассматривать как совокупность целого ряда специальных (частных) наук, каждая из которых формирует свою картину (модель) мира.

Общепризнанно, что наиболее разработанной из них является физическая картина мира, представляющая собой физическую модель природы, построенную на основе систематизации наиболее общих положений, принципов, теорий и гипотез. Наряду с нею в качестве составных частей естественно-научной картины мира следует рассматривать биологическую, химическую, астрономическую и некоторые другие «модели» мира. Каждая из них служит формой синтеза знаний, полученных в рамках соответствующей науки.

Естественно-научная картина мира находится в постоянном развитии. Если в течение почти двух столетий господствующей была «ньютоновская картина мира», то в конце XIX — начале XX веков в связи с революцией в естествознании она подверглась радикальным усовершенствованиям. Произошло коренное изменение ряда основных понятий теоретической физики — таких как пространство, время, атом, электромагнетизм и др., возникли квантовая механика, теория относительности, релятивистская космология. Зародился переворот в биологической науке, было создано учение о живом веществе и его месте в космосе. О коренной перестройке естественно-научной картины мира в XX веке много писал выдающийся русский ученый В. И. Вернадский.


Вопрос о сущности общественно-научной картины

мира— по крайней мере в отечественной литературе -рассмотрен значительно слабее. Этот упрек следует, по-видимому, отнести в первую очередь к обществознанию, а также к истории и экономике, которые в течение нескольких десятилетий советской эпохи были настолько политизированы, что зачастую преследовали не столько научные, сколько партийно-идеологические интересы, вовсе не основанные на достоверных фактах общественной жизни.

Что же касается динамичности, изменчивости, то общественно-научная картина мира, что очевидно, подвержена им в еще большей степени, чем естественно-научная. Здесь уместно упомянуть о коренном пересмотре ряда методологических концепций общественных наук, который произошел в России в 90-х годах. В качестве достаточно яркого примера такого рода приведем хотя бы переход от долго господствовавшего в обществоведении формационного подхода, объяснявшего мировой исторический процесс сменой общественных формаций, к цивилизационному подходу, при котором акцент делается на поступательное развитие единой мировой цивилизации.

1.2. Географическая картина мира

Как ни удивительно, но это основополагающее понятие, этот элемент географической культуры встречается в отечественной научной литературе сравнительно редко. Более или менее обстоятельный его обзор содержится, пожалуй, лишь в теоретической работе эстонских географов У. И. Ме-ресте и С. Я. Ныммик. Они отмечают, что научная географическая картина миралежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющей как в естественно-научную, так и в общественно-научную карти-

12


и у мира. В ходе развития науки происходит ее периодическое обновление [70, с. 11—16].

При безусловном единстве понятия об общей географической картине мира возникла и его некоторая внутренняя дифференциация. Например, А. М. Колотиевский уже и 70-х годах, исходя из существования наук о живой и неживой природе и обществе, предлагал в рамках географии различать три более частных картины мира: физико-географическую, биогеографическую и социогеографическую.

В начале 80-х годов автор также выдвинул предложение рассматривать географическую картину мира как своего рода триптих. При этом имелось в виду, что одна ее часть включает географическую картину земной природы, которая изучается как по отдельным сферам, поясам и зонам, гак и в совокупности, в виде географической оболочки. Вторая ее часть охватывает географическую картину населения Земли, складывающуюся из характеристик городского и сельского расселения, национального и возрастно-полового состава и т. п. Наконец, третья ее часть охватывает географическую картину мирового хозяйства — промышленность, сельское хозяйство, транспорт, экономические связи, непроизводственную сферу. Вместе с хозяйством и населением изучается политическая карта мира [254, с. 94]. Впрочем, подобная триединая трактовка в наши дни уже недостаточна и должна быть дополнена еще одной частью в виде взаимодействия общества и природы.

Как уже отмечалось выше, географическая картина мира — настолько всеобъемлющее понятие, что в настоящей работе речь пойдет только о двух, но зато наиболее сложных его компонентах: о системе географических наук и об иерархии научных географических знаний. Именно они составляют теоретическую основу того, что называется географической культурой.

Интересно, что по аналогии с философской категорией «материальный мир» эстонские географы в качестве своего рода синонима географической картины мира предложили обобщающее понятие «географический мир», который, по их мнению, и является непосредственным предметом научного познания в географии и основой для моделирования современного мира.

13


2. Дифференциация и интеграция в географии

2.1. Дифференциация в географии

Очень большое воздействие на формирование научной картины мира оказывали и продолжают оказывать два неразрывно связанных, но в основе своей противоположных процесса — дифференциация и интеграция. Их сосуществование можно наблюдать на протяжении всей истории развития научного знания, хотя и с преобладанием в разные периоды то одного, то другого из этих процессов. Все сказанное полностью относится и к географии.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!