Вхождение Гетманщины в состав России



Билет №28

Идеология народничества. «Хождение в народ». «Чигиринский заговор»

Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 гг.. В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей.. Ибо оттого, как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердиться именно в России на основе крестьянской общины. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции.

Цельюнародничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.
Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным. Объединенные главной идеей «общинного социализма», идеологи народничества предлагали разные пути достижения цели.
Пропагандистское направление. Его идеолог - П. Л. Лавров. Основные идеи – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа.
Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства . Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.
Заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть.
В 1874 г.состоялось «хождение в народ» - массовая попытка народников лично пообщаться с народом. Сотни молодых людей и девушек отправлялись в деревни, устраивались там учителями, фельдшерами, писарями и пытались вести агитацию среди крестьян. Но ничем хорошим для народников это не закончилось – крестьяне настороженно относились к чужакам, ведущим непонятные разговоры. Закончилось хождение в народ массовыми арестами.Главным уроком, вынесенным ими из своего хождения в народ, стал отход от попыток поднять массовое восстание. Вместо этого, они сосредоточились на создании организаций профессиональных революционеров.

«Чигиринский заговор» 1877- неудачная попытка группы революционных народников поднять крестьянское восстание в Чигиринском уезде Киевской губернии. В 1875 в уезде происходили волнения государственных крестьян. Члены кружка «Южных бунтарей» пытались использовать эти волнения для организации местного бунта.Зимой 1876Стефанович, выдавая себя за ходока от херсонских крестьян к царю Дмитрия Найду, установил связи с чигиринскими крестьянами и в конце 1876 доставил им «утвержденные царём» (написанные Стефановичем, отпечатанные Бохановским) «Высочайшую тайную грамоту», устав крестьянского общества «Тайная дружина» и текст «Обряда святой присяги». В «грамоте» царь якобы признавал своё бессилие помочь крестьянам в борьбе против помещиков и предписывал им объединяться в тайные общества с целью восстания против дворян и чиновников и захвата всей земли.Организаторы «Ч. з.» Стефанович, Дейч и Бохановский, которым угрожала смертная казнь, в мае 1878 бежали до суда из Киевской тюрьмы. Прибегая к авторитету царя для побуждения крестьян к восстанию, южные бунтари на практике опровергали собственные теории о революционности крестьян.
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества.

Вхождение Гетманщины в состав России

8 января 1654 г состоялась Переяславская рада На ней казацкая старшина составила устную присягу московскому царю на верноподданничество. За Украиной сохранялись  ее права, Россия должна была  защищать ее от врага.

Такая форма межгосударственных отношений в виде взаимной присяги была типичной для тех времен Она была приемлемой для Московии, но не устраивала украинское руководство Проблема в том, что, во-первых, Б Х Хмельницкий и старшина не были уверены, что устная договоренность имеет силу и будет выполняться российской стороной Тем более, что российская делегация присяги не составила Во-вторых, устный договор не удовлетворял украинское руководство по содержанию, так как касался только общих положений вхождения Украины под протекторат Московии В-третьих, Украина хотела получить от Московии немедленную и реальную военную помощь в войне против Польши.

Все эти обстоятельства заставили украинскую старшину заняться составления письменного договора. Проект имел 23 статьи и базировался на устных Переяславских договоренностях и Зборовском украинско-польском договоре. При условии соблюдения этих статей Украина обязывалась войти под покровительство Москвы и платить дань в знак такого подданства.

Российская сторона сократила количество статей до 11, хотя в целом их содержание не претерпело изменений. 27 марта 1654 г статьи договора (Мартовские статьи) были переданы послам Б Хмельницкого


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 683; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!