Социальная сфера общества и её структура



Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Все структуры (подструктуры), составляющие в своей совокупности социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них – этническая и демографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни. Три других – поселенческая, классовая (или собственно социальная) и профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова, т.е. цивилизационны, и сложились в ходе общественного разделения труда.

В основе этнической структуры (подструктуры) общества лежит понятие «этноса» как исторически сложившейся на определённой территории общности людей, объединённых общей территорией, языком культурой, бытом, традициями. В качестве генеральной общности демографической структуры (подструктуры) общества выступает народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли (на начало 2014 года, примерно, 7,2 млрд. человек), региона, отдельной страны. Поселенческая структура (подструктура) есть пространственная форма организации общества. Можно сказать, что история цивилизации в самой значительной степени была историей взаимоотношений между городом и деревней – двумя основополагающими поселенческими общностями. Ещё одной подструктурой социальной структуры общества является профессионально-образовательная. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации.

Классовая социальная структура (подструктуре) Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. В создание теории стратификации большой вклад внесли классики социологии Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс. Социально-классовая структура обществаэто совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними. Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение социаль­ного положения.

Различают следующие виды социальной мобильности: вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. горизонтальная мобильность — перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя

индивидуальная мобильность; групповая мобильность — целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальноев со­циальной структуре.

Формационный и цивилизационный подходы к исследованию общественного развития.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой,.Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!