Движение как способ существования материи. Пространственно-временные характеристики материи



Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации движение принято понимать как не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении.

Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения.

В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Проблема сознания в философии. Предпосылки возникновения сознания. Сознание и бессознательное.

Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний.

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, "гонка за сознанием". Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Ученые обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга. С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук. Ощущение.

Сознание и бессознательное.

Социальное (коллективное) бессознательное Творят историю реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не зависящая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его сознание попадают в зависимость от этих объективных факторов, которые складывались и действуют «за его спиной». Маркс говорит о том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: бессознательное - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т. е. не представленных в сознании.протекает из прошлого через настоящее к будущему. Преодолеть такого рода рабство человек может только одним способом - преодолев иллюзии сознания, осознав, т, е. узнав, как и почему формируется его сознание. Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку»: необходимо освобождение всего общества. Бессознательное и проблема социальных фильтров Во-первых, чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта Во-вторых, каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые «просеивается» содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания Фрейд: открытие бессознательного в душевной жизни человека В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила - «бессознательное», или, как он его называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть) - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах. Кроме «Оно», в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки, которые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему социальных фильтров, о которых мы говорили выше. То, что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств.

32. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание как философская проблема. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. А именно понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного). Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой “нечто диалектическое”, развивающееся по определенным законам. Они имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю философию. В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в до н. э.- II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др. Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам “единого мудрого”, которые присущи и бытию и познанию.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!