Критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)



Исследователь детского творчества Василенко П.Г. в своей авторской методике предлагает следующие основные критерии (параметры) оценки творческих работ учащихся детской художественной школы [11]:

1. Степень выразительности работы, как основной показатель развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ: степень передачи эмоционально-эстетической культуры юного художника; степень гармоничности изображения; степень интерпретации и стилизации формы; степень соблюдения законов доминанты, цельности и др. в композиции изобразительной работы.

2. Создание художественного образа, как результат гармоничного взаимодействия образно-ассоциативного мышления, образно-ассоциативного воображения и эмоционально-ассоциативного восприятия учащегося.

3. Целостность и гармоничность работ, оригинальность их композиционного решения.

4. Степень завершенности работы, её высокий художественно-творческий уровень плоскостного или объемно-пластического исполнения.

5. Соблюдение определенной методической последовательности ведения работы согласно технологическим особенностям художественного материала.

6. Закрепление умений и навыков, учащегося в сфере изобразительного искусства как показатель степени и динамики развития его художественно-творческих способностей. [11]

В процессе практики были сформулированы основные направления оценки творческих способностей учащихся 1-2-ого класса детской художественной школы: восприятие, представление, изображение. На основе этого определены три группы критериев оценки.

Первая группа – критерии на уровне восприятия, подразумевающие работу цветовыми и тональными отношениями, передачу локального цвета, формы предметов цветом и материальности изображения, передачу динамики цвета и соблюдение пропорциональных цветовых отношений, построение колористического единства. Восприятие, осуществляется через усвоение и творческое применение колористических знаний, умений и навыков в решении живописных изобразительных задач:

- постановка конкретной цели и задач на занятиях по живописи;

- целенаправленное обучение восприятию цветовых характеристик натурной постановки и владение основами композиционной, изобразительной и живописной грамоты;

- взаимодействие учебных и творческих задач на занятиях по живописи;

- формирование у учащихся знаний научных основ живописи и специальных умений работы изобразительными и выразительными средствами и художественными живописными материалами.

Таким образом, эффективность живописной подготовки учащихся понимается как развитие у них профессиональных способностей к целостному цветовосприятию,

Вторая группа – критерии на уровне представления, подразумевают грамотные композиционные решения: композиционное равновесие на изобразительной плоскости, правильное живописно-пространственное решение, выделение главного и обобщение второстепенного, ритмичность цветовых пятен.

Третья группа – критерии на уровне технического исполнения, подразумевает владение основными техниками и приемами работы акварелью и гуашью, работу материалами и инструментами, традиционно соответствующими этим техникам и приемам, а также их оригинальное использование, владение навыками ведения последовательной работы над натюрмортом. Также в эту группу критериев входит изобразительная грамотность и качество изображения, степень законченности и итоговое обобщение.

Эти три группы критериев оценки работ учащихся 1-2-го класса детской художественной школы позволяющие достаточно адекватно определить уровень cформированности живописных умений.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ ДХШ

Типичные ошибки учащихся 1-2 классов ДХШ

Исследование проводилось на базе ДХШ п. Краснообск. В результате прохождения практики в ДХШ при работе с детьми первых классов по дисциплине «Живопись» были проведены наблюдения и выявлены три группы ошибок: на уровне восприятия, представления и технического исполнения.

1. Ошибки на уровне восприятия:

Типичные ошибки на уровне восприятия - проблема передачи тональных и цветовых отношений, локального цвета, предметов формы цветом и предание изображению материальности.

В своих работах учащихся не всегда используют принцип теплохолодности, грамотное слияния цветов. Еще одной из самых распространённых ошибок на уровне восприятия это - неумение учащихся обобщать цвет и тон, что создает трудности при передаче колористического единства, в результате чего в работах видна дробность цвета.

Так как в первом классе ученики только начинают получать знания, умения и навыки, и на эту ошибку можно закрыть глаза (Рисунок Г.1).

2. Ошибки на уровне представления:

Распространенной ошибкой на уровне представления: у учащихся является в композиционном решении. Это сказывается в отсутствии композиционного центра, грамотного размещения цветовых пятен на изобразительной плоскости. Учащиеся иногда располагают предметы слишком низко или высоко на листе, смещают предметы влево или вправо нарушая равновесие, это создает ощущение пустоты в одной части плоскости и перегруженности в другой. Так же ошибками являются: отсутствие воздушной перспективы, выделение главного и обобщение второстепенного в работах, задний план прописан также как и передний, блики на второстепенных предметах также ярко обозначены, как и на главных (Рисунок Г.2).

3. Ошибки на уровне технического исполнения.

Неправильное использование материалов и инструментов. Перед началом работы над каждым новым заданием в первом классе крайне необходимо объяснять учащимся свойства материалов и инструментов, в противном случае возникают такие типичные ошибки как несоответствие художественной технике. К примеру, использование для работы акварелью бумаги для черчения, или для работы гуашью рельефной акварельной бумаги приводит к тому, что в первом случае акварель слишком растекается по гладкой поверхности и смешивается с другими цветами, создавая потеки и грязь, а во втором гуашь плохо проникает в рельефную поверхность, оставляя небольшие пробелы. Далее, использование для работы с акварелью плоских или круглых кистей из натуральной или синтетической щетины, а над работой с гуашью мягких кистей из волоса белки. Это прямым образом влияет на качество работы, так как кисть из волоса белки вбирает много воды и этюд гуашью получается прозрачным и тусклым, в то время как он должен выполняться пастозно, для чего и служит жесткая щетина. Кроме того, неправильная работа беличьей кистью влияет на последующее состояние инструмента, который со временем под воздействием густой гуашевой краски начнет портиться и оставлять волоски на работе. Работа щетиной при выполнении акварельного этюда наоборот приводит к тому, что краска не растекается по бумаге и не создает характерный акварельный эффект. Работа одной и той же кистью, как правило, тонкой на протяжении всей работы также является распространенной вредной привычкой многих детей, которая приводит к более длительному выполнению работы и ее однообразию.

Злоупотребление карандашом и ластиком на занятиях по живописи также отражается на работе. При выполнении этюда акварельными красками учащиеся часто делают конструктивный рисунок мягким карандашом, который прозрачная акварель не перекрывает. Чрезмерное стирание карандашных линий ластиком портит структуру бумаги, особенно акварельной, из-за чего краска плохо ложится и впитывается. Таким образом, работа выглядит неаккуратной, затертой.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!