Педагогические условия для развития творческих способностей учащихся



Основной вопрос педагогической психологии - вопрос соотношения обучения и развития. Развитие творческих способностей без прямого воздействия на детей взрослого, а значит без обучения – невозможно. «В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения» [52, с. 84].

Значение образования в формировании творческой личности велико. В связи с этим перед системой образования встает вопрос о создании условий реализации творческого потенциала личности, ее физических, интеллектуальных способностей и возможностей. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ педагогические работники обязаны «…развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности», т.е. создавать условия для развития творческих способностей учащихся.  

Решение комплекса задач по формированию творческой личности, художественного, колористического образования школьника усиливает роль детских художественных школ (ДХШ) и школ искусств как начального художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся.

В настоящее время в системе художественной подготовки развитие колористических способностей осуществляется учебными дисциплинами, связанными с решением цветовых задач. И ведущим предметом является «Живопись».

Какие же педагогические условия могут максимально полно раскрыть творческий потенциал подростка на занятиях живописью?

Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что художественное творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. Так Е.Г. Казакова отмечает: «Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому» [25, с. 14].

Эти условия специально организованного педагогического процесса и есть педагогические условия, т.е. это взаимодействующий комплекс мер, в которых протекает образовательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты.

Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности исследователи понимают совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности и его результаты.

Современная система детского художественного образования, связанная с гуманизацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика [12].

Приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156 определены базовые требования к условиям реализации программы «Живопись»: «С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей … и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации» [41].

С введением федеральных государственных требований (ФГТ) в художественных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию живописи, способных успешно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития школьников средствами живописи. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте. ФГТ предусматривают создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ и накопление опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Реализация образовательных стандартов по искусству не влечет за собой жесткие рамки, предоставляя возможность и необходимость выбора тем и заданий, которые были бы личностно значимы для каждого учащегося.

По мнению Т. С. Комаровой: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [26, с. 56].

В то же время педагогические условия сами по себе не могут гарантировать обязательное достижение педагогического результата. Они могут только способствовать этому.

В детской художественной школе занятия живописью направлены на развитие творческих способностей учащихся. При проведении занятий с детьми педагог учитывает возрастные особенности детей, создает благоприятный эмоциональный настрой, основанный на знании индивидуальных психологических особенностей ребенка, учитывает психологическую совместимости обучающихся [18].

По мнению исследователя Нестеровой Ж.Р. [38] для успешного и эффективного развития творческих способностей школьников средствами живописи необходимы следующие педагогические условия:

–  проведение диагностики уровня творческого развития учащихся;

–  обеспечение включения школьников в занятия изобразительной деятельностью, создание атмосферы свободной творческой реализации;

–  реализация личностно-ориентированного и средо-ориентированного подходов с учетом уровня развития творческих способностей учащихся;

–  разработка и внедрение экспериментальной программы, отвечающей концепции исследователя.

В соответствии с первым условием проводится диагностика творческих способностей в изобразительной деятельности, в процессе которой учитываются эстетическая потребность, интерес, наблюдательность, способность к новаторству, вдохновение, ясность цели, инициативность, эмоциональность, оригинальность, способность к интерпретации, темп работы, коммуникативность, опыт творческой деятельности.

Реализация второго условия предполагает подготовку школьников к работе, создание атмосферы свободной творческой реализации: учитель раскрывает тему занятия, ставит творческую задачу, а учащийся разрабатывает выбранную тему с помощью изобразительных приемов.

В реализации третьего условия определяющее значение имеет личностная направленность образовательного процесса - создание ситуации, где дети могут проявить в рисунке свое индивидуальное восприятие окружающей действительности. При этом акценты смещаются в область организации «развивающей среды» [38].

Исследователь детского творчества С. А. Мочалова предлагает для эффективного развития творческих способностей детей создание следующих педагогических условий: «… создание ситуации успеха, сочетание индивидуальных и коллективных видов работы, выстраивание на занятии игрового сюжета, создание ситуации творческого поиска, стимулирование детского творчества занимательным содержанием, применение разнообразных художественных материалов и техник, наличие творческих заданий, проведение наблюдений перед рисованием с натуры, ознакомление с творчеством художников, интеграция различных видов искусства, обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.» [36].

Где создание ситуации успеха - создание условий для достижения хороших результатов каждым учеником, педагог формулирует задание так, чтобы каждый ребенок смог с ним справиться. Результат – устойчивый интерес к изобразительной деятельности вне зависимости от уровня подготовки учащегося.

Сочетание индивидуальных и коллективных видов работы - коллективная работа, общие усилия, направленные на достижение цели, являются источниками радости, творческая деятельность активизируется, расширяются ее границы.

Выстраивание игрового сюжета - игровые моменты в изобразительной деятельности формируют ситуацию творческого поиска, усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют творческое мышление, воображение, фантазию.

Создание ситуации творческого поиска вызывает сильный познавательный интерес, формирует навыки принятия необычных решений в трактовке замысла, применении художественных материалов, способов компоновки изображения.

Стимулирование занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий.

Применение разнообразных художественных материалов и техник в при выполнении заданий, что активизирует интерес к изобразительной деятельности.

Творческое задание представляет собой задание, содержащее творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые.

Рисование с натуры тренирует наблюдательность, организует целенаправленные наблюдения окружающей действительности, совершенствуют глаза ребенка, развивают способность замечать различные цветовые оттенки предметов.

Знакомство с творчеством художников – развитие способности воспринимать художественное произведение необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу без сложившихся штампов восприятия.

Интеграция различных видов искусства одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание художественных образов.

Позитивное отношение родителей к изобразительному творчеству - необходимое условие развития творческих способностей ребенка. Оно выражается в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов [36].

Исследователь детского изобразительного творчества Василенко П.Г. считает, что для успешного развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности необходимо создание следующих педагогических условий: системный подход к процессу обучения изобразительному искусству; создание проблемно-поисковых ситуаций на занятиях; овладение учащимися знаниями и технологиями ментального переключения мозга; применение биоадекватных методов обучения изобразительному искусству; создание потребностей учащихся к изобразительной деятельности [12].

К важнейшим педагогическим условиям самореализации личности ребенка в процессе изобразительной деятельности исследователь Михайлова О.С. относит сочетание индивидуальной и коллективной организации обучения на уроках изобразительного искусства и широкое использование проблемного метода обучения [35].

По мнению исследователя Титова А.А. развитие творческой активности учащихся невозможно без создания следующих педагогических условий: смена видов, способов художественного творчества на занятиях и их разнообразие, что снимет преждевременную утомляемость учащихся, обеспечит более продуктивную деятельность, например, сочетание индивидуальной изобразительной деятельности с коллективными просмотрами и обсуждениями. Еще одним условием может стать введение игровой компоненты, например, тематической игры-беседа, что позволит ученику более точно определить художественный образ, выделить его характерные черты. Очень важна, по мнению Титова А.А. и дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся. Учитель должен помочь придумать, направить ход мысли на составление сюжета, который нашел бы отклик в душе ребенка и являлся бы отражением заданной темы [49].

В процессе изучения работ исследователей детского творчества очень интересным и применимым для изобразительной деятельности показался подход Миловановой К.В. [34], которая в качестве основного условия для развития творческих способностей учащихся предлагает дифференцированное обучение. Поскольку творческие способности проявляются у учащихся в разной степени, необходим поиск индивидуального подхода к каждому, обеспечивающий возможность понимания учебного материала всеми учащимися. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. Возможны следующие варианты реализации дифференцированного обучения:

дифференциация учебных заданий по уровню творчества;

дифференциация учебных заданий по уровню трудности;

дифференциация заданий по объему учебного материала – отдельные учащиеся кроме основного задания выполняют еще и дополнительное, аналогичное основному, однотипное с ним;

дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся: все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно;

дифференциация работы по характеру помощи учащимся: все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь [34].

Подводя итог анализа разнообразных исследовательских концепций «педагогических условий» можно сделать следующий вывод: от созданных педагогических условий зависит эффективность педагогического процесса, направленного на развитие творческих способностей детей на уроках изобразительной деятельности. Концепции «педагогических условий» разных исследователей пересекаются по большинству своих положений. Все эти условия дают устойчивый результат в развитии творческой активности учеников, вызывают большой интерес к изобразительной деятельности, способствуют более быстрому развитию творческого мышления и воображения на занятиях изобразительным искусство.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2804; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!