Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика



Эсхатология:

Возможные судьбы человеческой души после смерти делятся на основании того, праведно или неправедно жил человек.

1. Когда праведник умирает, его душа в ту же ночь находится у головы его тела и читает «Гату уштаваити», взывая о блаженстве. В эту ночь душа испытывает столько же удовольствия, сколько одновременно испытывает весь живущий мир. Во вторую и третью ночи душа повторяет ритуал первой ночи, продолжая взывать о блаженстве и читать Гату. На исходе третьей ночи душа праведника носится перед растениями и благовониями и ей навстречу является сладкий ветер, веющий со стороны южных стран. В сопровождении этого ветра является Вера праведника с телом юной девушки 15 лет, которая столь же прекрасна, как прекраснейшее из созданий. Вера разговаривает с душой праведника о его праведной жизни и напоследок сообщает ему, что он вознес ее своими благими деяниями, благими мыслями и благими словами так высоко, что скоро люди станут чествовать ее вместе с Ахура-Маздой.

Потом душа праведника делает первый шаг и становится на Хумате, или благих мыслях, делает второй шаг и становится Хуште, или на благих словах, делает третийшаг и становится на Хварште, или благих делах, делает четвертый шаг и входит в Дом Хвалы. В Доме Хвалы душа праведника присоединяется к душам других праведников и Ахура-Мазде. [Это частичная метафора: три ступени Парадиза – Хумат-Парадиз, Хухт-Парадиз и Хваршт-Парадиз, а также четвертая – Дом Хвалы соответствуют в космологии четырем мирам, которые создал Ахура-Мазда, то есть Сфере Звезд, Сфере Луны, Сфере Солнца и царству «бесконечного света» самого Ахуры-Мазды].

2. Душа грешника в первую ночь после смерти шатается у головы своего тела и читает «Гату Кам-немой-зам». В эту ночь душа испытывает столько же неудовлетворения, сколько весь живой мир. Все это повторяется на вторую и третью ночи. По истечении третьей ночи душа носится над ужасными запахами и зловониями. Ей навстречу встречается ветер, который веет из «страны кошмаров», то есть с северной стороны. Потом навстречу душе встречается отвратительная дева, которая называется его злыми деяниями, злыми речами и злыми мыслями, потому что когда делалось добро, и человек это видел, он лишь «сидел и поклонялся дэвам». Потом душа делает первый шаг и становится на Душмат, или злые мысли, делает второй шаг и становится на Дужухт, или злые слова, делает третий шаг и становится на Дужварешт, или злые дела, делает четвертый шаг и входит в беспредельный мрак. [Эти четыре ступени так же соответствуют четырем ступеням ада, как шаги праведника соответствуют ступеням рая].

Сотериология:

Согласно легендарной истории зороастризма, существование мира длится двенадцать тысяч лет и делится на четыре отрезка по три тысячи лет.

Последнее  3 тысячелетие начинается со смерти Заратуштры. В эти последние тысячелетия на землю для поддержки добра во время продолжающейся борьбы со злом раз в тысячу лет являются сыновья Заратуштры. Они рождаются от непорочных дев, купающейся в озере, в котором Заратуштра оставил свое семя. Сыновья Заратуштры являются легендарными Спасителями, которые возглавляют войско светлых сил. Первый Спаситель – Ухшйат-эрета, второй – Ухшйат-нэмах, третий – Саошьянт. Иногда всех Спасителей зовут Саошьянтами.

С приходом третьего Спасителя начинается решающий момент в битве добра со злом. Ахриман собирает все силы и Саошьянт, в свою очередь, поднимает души всех по гибших праведных. В решающей схватке Зло терпит поражение, мир очищается потоком расплавленного металла, а все, что остается после очищения, обретает жизнь вечную. Этим обновлением мира, фрашо-кэрэти, и заканчивается история существования человечества. [Здесь важен тот аспект, что мир очищается именно металлом, то есть, косвенно огнем, потому что огонь был крайне важен для зороастрийского культа, в частности, и для всей индоевропейской общности]

Этика:

Главная цель жизни человека – помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Анхра-Манью. Это подразумевает под собой активную праведную деятельность, согласно основным этическим догмам. Исполнение этого долга является посильным участием человека в космической борьбе Доброго и Злого начал. Пассивность в данном случае недопустима и считается выражением зла и друдж, или лжи.

Направление жизни каждого человека зависит от его сознательного выбора, который накладывает на него ответственность.

Содержание праведной жизни выражается главной этической триадой зороастризма: добрые помыслы (включают в себя личные качества человека, такие как честь, справедливость и пр., а также его намерения), добрые речи (регулярное чтение молитв) и добрые дела (соответствие этическим критериям).

Положительная этическая триада соответствует отрицательной этической триаде, или «триаде неверных»: злым мыслям, словам, делам.

Существование души человека после смерти целиком зависело от земной деятельности ее обладателя, независимо от его сословного положения. Таким образом, благодетельный хлебопашец мог попасть в рай к Ахура-Мазде, а грешившего воина, несмотря на более высокое сословное положение, ожидал ад Анхра-Манью.

Особое место в нормах поведения последователя Заратуштры занимает отношение к огню, земле и воде. Человек обязан соблюдать чистоту этих «начал», то есть поддерживать незагрязненность соприкосновением с Насу, демоном смерти. Поэтому последователь зороастрийской веры не мог исполнять погребальные обряды, непосредственно связанные с физическим контактом с телом умершего человека. 

Главная добродетель праведного зороастрийца – занятие сельским хозяйством. Корень зороастрийской веры – хлебопашество. «Кто возделывает хлеб, тот возделывает правду, тот движет вперед почитание Мазды». Вследствие этого важное место в зороастризме занимают такие животные, как собака и волк. Собака как охраняющая скот считается священным животным, и в зороастризме предусмотрены наказания за нанесения увечий собаке. Волк, напротив, животное злое, он служит Анхра-Манью. Уничтожение волка, как и уничтожение любого другого «злого» животного – добродетель.

Предусматриваются и универсальные добродетели: честность и щедрость. Тяжкий грех – безбрачие, потому что человек должен пополнять войско Мазды и пополнять строй последователей маздояснийской веры.

 

15.2. Классическая йога о пяти модификациях сознания. Освобождение от колебаний читты.

 

Классическая йога о пяти модификациях сознания:

Патанджали является старейшим руководством йогической школы. «Йога-сутра» имеет четыре части, из которых первая толкует о природе и цели самадхи, или созерцательного погружения в себя. Вторая часть определяет средства достижения этой цели, третья раскрывает значение необычных способностей, достигаемых посредством практики йоги. Четвертая излагает природу кайвальяпады, или освобождения.

Патанджали систематизировал представления йоги и изложил их на основе метафизики санкхьи, которые он принимает практически полностью, внося лишь некоторые поправки.

Читта – это первоначальный продукт пракрити, который рассматривается в широком смысле этого понятия и включает в себя интеллект, самосознание и ум. В нем преобладает элемент саттва, т.е. сила проявления, преобладает над раджасом и тамасом.  

Имеется много различных модификаций читты, т.е. сознательных душевных состояний. Их можно разбить на 5 групп:

1.Истинное познание (прамана). Подразделяется на восприятие, лог. вывод и устное свидетельство.

2.Ложое познание (випарьяя). Непрерывное познание объектов как таких, которыми они не являются.

3.Знание слова (викальпа). Словесная идея, порожденная словами, которым не соответствуют никакие реальные факты.

4.Сон (нидра). Он возникает благодаря преобладанию в читте тамаса. Бывает глубоким (без снов) и не глубоким (испытывается ощущение сновидения)

5.Память (смрити). Представляет собой воспроизведения минувших переживаний без каких-либо изменений или добавлений.

Освобождения от колебаний читты:

Читта по своей сущности лишена сознания, однако, находясь вблизи Я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание Я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Когда читта связан с каким-либо объектом через манас (ум), он принимает форму этого объекта. Я признает объекты через модификации читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов.Хотя Я не претерпевает никаких изменений или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах читты оно должно быть субъктом изменений и проходить через различные состояния читты. Когда читта переходит в то или иное сознательное душевное состояние, Я отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его своим состоянием. Я рассматривает себя как субъект, который рождается, растет, умирает... Однако в действительности Я (пуруша) выше всех явлений, имеющих отношение к телу, уму, выше всех физических и психологических изменений- таких как, сон, бодрствование, рождени, смерть, Именно читта находится в состоянии сна и т.д. До тех пор, пока в читте происходят изменения, я отражается в нем и, при отсутствиии умения отличить себя от всего, остального мира отождествляет себя с ним. Для Я это зависимомсть. Следовательно, чтобы добиться освобождения, нужно сдерживать активность тела, ума (манаса), чувств и, наконец, прекратить все модификации читты. Когда волны эмпирического сознания утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, Я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, сомосветящееся сознание. Цель йоги - достижения этого состояния посредством прекращения функций читты.

Восемь средств йоги:

1. Яма, или воздержание. Мы должны воздерживаться от причинения вреда посредством лжи, воровства, невоздержанности и жадности. Важнейшим из средств воздержания является ахимса.

2. Нияма, или культура, то есть правила поведения. К правилам относят внешнее и внутреннее очищение, удовлетворенность, и преданность богу. Эти правила принимаются добровольно, хотя все прибегающие к йоге должны регулярно их соблюдать;

3. Асана, или положение. Асана-это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать устойчивые положения. Это эффективный метод, спомощью котороготело частично может быть предохранено от болезний и все члены его, в особенности нервая система, могут должным образом контролироваться.

4. Пранаяма,или контроль дыхания.

5. Пратьяхара, или контроль над чувствами. Пратьяхара – это лишение чувств их естественного внешнего функционирования.

6. Дхарана,или внимание.Дхарана – это фиксирование читты на какой-либо определенной точке. В этом проявляется стойкость ума. Обычно наибольшая сосредоточенность проявляется в какой-то очень короткой точке;

7. Дхьяна, или размышление. Дхьяна – это отличительное состояние равномерного потока мыслей вокруг или около объекта.

8. Самадхи, или сосредоточение. Самадхи как состояние предшествует достижению окончательного освобождения. Это состояние экстаза, в котором связь с окружающим миром прерывается. Акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!