Вопрос. Джайнизм и его история.Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках



Билет 1. Вопрос 1. Эволюция гелиопольской теокосмогонии.

Гелиополь никогда не был столицей Египта. Однако космогоническая версия происхождения Гелиополя, сложившаяся в 5 династии, была распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона были особенно популярны во всей стране. Египетское название города – Иуну(город столбов)

1.В начале был хаос(Нун)-бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная тьмой. Тысячелетия ничто не нарушало покой.Но однажды из океана воссуществовал Атум-владыка вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод,все было погружено во тьму. Атум искал место,на которм он мог бы встать. Тогда он создал холм Бен-Бен-первозданный холм.

2.Атум был холмом. Луг бога Ра достиг хаоса и холм ожил,стал Атумом. Обретя под ногами землю,Атум стал думать,что сделать.Задумал он в своем сердце, потом выплюнул Шу(бог ветра,воздуха), изрыгнул Тефнут (влага) и воскликнул: «Да возрастут они». Атум вдохнул в своих детей РАРHРа.Но свет не был создан.Была тьма и дети Атума потерялись. Атум послал на их поиск свое око(солнце).Пока оно бродило по водной пустыне,бог создал свое новое око-луну.Старое око возвращается. Атум заплакал от радости, его слезы упали на первозданный холм и так появились люди. Старое око разгневалось,увидев,что Атум создал ему замену.Тогда Атум взял его на лоб себе. Око стало хранителем Атума и установленного им и богиней Тефнут- маат(мирового порядка).

 

Откровение бога жизни.

Тексты саркофагов, 80 заклинание.

Заклинание 80 из текстов саркофагов относится к серии заклинаний, в которых речь идет о боге воздуха Шу и о стихии воздуха,понимаемой как ба бога Шу.

Бог,возникший сам по себе(Атум) рассказывает не о самой себе,а о своих детях(о боге Шу и Тефнут)

Шу-жизнь, Тефнут- маат(Правда)

Нехех-полнота времени, Джет- неизменяемая вечность – 2 космогонических принципа,пронизывающих собой «Все»(Атума).

 

Неспособность к действию –непереносимое состояние для Бога-творца. Возникновение мира, есть чит? «прихождение в себя»,перехода от неспособности действовать и раслбаленности к самосознанию,воле,действию. В культуре эти два состояния передаются через зримые образы –«лежание» и «вставание».

 

Вопрос. Чарвака, как радикальная школа настикии ее основные тезисы.

Чарвака-материалистическая атеистическая школа инд. Философ. Учения, отрицающего авторитет Вед-настика.

Чарвака категорически отвергает авторитет Вед,не верит в жизнь после смерти,отвергает существование бога,в том числе Атмана-Брахмана. Строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи.Дхарм не существует, нет воздаяния за поступки.Чарвака утверждает,что сущесвует только один мир,воспринимаемый чувствами.

Последователи этой школы считают,что основа сознания заключается в их элементах(бхута): земля,вода,огонь,воздух. Из сочетания элементов возникло тело,также от их смешения возникло «Я», то,что называется душой неотделимо от тела,растворяется в нем.Когда элементы распадаются-сознание исчезает. Душа есть тело,особенностью которого является сознание.

Смысл жизни человека-получение удовольствия. Не стоит из-за боязни страдания отвергать удовольствие.

Отрицается существование судьбы, так как все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей.

 

Билет 2. Вопрос 1.Памятник мемфисской теологии.

В Египте существовало несколько теологических школ.Одна из них мемфисская. Мемфис- некоторое время был столицей.Птах – главный бог мемфисского пантеона.

Хет-Ка-Птах- изначальное название Египта- дом бога Птаха.

«В начале было слово и слово было у Бога, и слово было Бог»

Творение выражается так : мысль, посетившая сердце бога, и произношения повеления воплощают ту мысль в реальность.

Сердце- орган,в котором зарождается мысль.

Яык- орган, который превращает эту мысль в реальность.

 Данная концепция создавалась с целью ассимилировать гелиопольскую теокосмогонию и таким образом превзойти ее.Это ярко выражено в том,что Птах породил Атума (главной бог гелиопольск.Теокосмогонии)

Эннеада(девятка) богов – это губы и зубы Птаха.Всюду,где присутствует мысль и повеление –творит Птах.

Произнесение имени- это само творение (Шу и Тефнут были названы Птахом и тем самым появились на свет)

«Девятка создала зрение,слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце.Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию , а язык повторяет все задуманное сердцем.»

Так были созданы духи Ка и определены духи Хемсут,которые творят всю пищу и еду.

О Птахе было сказано так: «Тот, который создал Атума и произвел богов.»

Птах родил богов,создал города,номы,поставил богов в их святилища,учредил жертвы,создал их тела по желанию их сердец.

 

вопрос. Джайнизм и его история.Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках.

Джайнские учения связывают с именем 24 тиртханкаром(проповедником) Джина(победитель) Махавиры, он завершил плеяду джайнских тиртханкаров. Его деятельность относится к 6-5 вв до н.э.

История Джины Махавиры во многом сходна с историей Будды.Согласно преданию 11 его учеников создали после его смерти 12 книг Джайнизма + 14 «лекций» учителя.

В дальнейшем последователи джайнизма разделились на

1)Дигамбаров(одетые в стороны света)

2)Шветамбаров(одетые в белое)

Джайнское учение можно охарактеризовать как плюралистичский реализм. Признает существование мира вещей в независимости от человеческого сознания.Еще в чреве матери Джива Махавира начал практиковать Ахимсу –не навреди живому.После смерти родителей в 30 лет начал жизнь аскета, Его цель-освобождение.

Джайнское учение о субстанциях.

Субстанция – это сочетание текучести и самотождественности. Суть субстанции – ее неизменность.Субстанция обладает 2 видами признаков: существенные и привходящие. Существенные признаки принадлежат субстанции до тех пор, пока она существует. Без них субстанция перестает быть тем, чем она является.(сознание является существенным признаком)

Привходящие признаки непостоянны. Принадлежат субстанции на время.

(желания,воля,наслаждение,страдание,)

Подвергаются изменениям -модусы.Существенные признаки – «гуна», привходящие –«парьяя».

Учение о 5 субстанциях:

1) Джива –все живое, живая душа;

Аджива- противопоставление дживе

2) Путгала- вещество;

3) Акаша- эфирное пространство;

4) Дхарма-условие движения;

5) Адхарма-условие покоя;

6) Кала-время.

Душа(джива)- обладающая сознанием субстанция.Сознание –сущность земли.Душа вечна.Подобно свету душа пронизывает все тело.

Материальные субстанции могут соединяться и разъединяться.

Пространство дает место протяженности(пространство:пустое и протяженное)

Дхарма и Адхарма- условия движения и покоя(лишенные формы,пассивные субстанции)

Помимо атрибутов и модусов субстанция имеет характеристики:

1)возникновения

2)пребывания

3)исчезновения 

Они относятся не к природе сущности а лишь к ее проявлениям.

 

Вся вселенная бытия прослеживается вплоть до двух вечных несозданных сосуществующих, но независимых категорий:

1. Джива. Джива имеет сознание, следовательно, то, что ощущает;

2. Аджива. Аджива не имеет сознания, это то, что ощущается. Это есть объект. Адживы разделяются на два основных класса — на тех, что без формы (арупа), например дхарма, адхарма, пространство, время, и на тех, что имеют форму (рупа), как пудгала, или материя.

 

Билет 3. Вопрос 1.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!